Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности

 
Код статьиS181570410020821-8-1
DOI10.54884/S181570410020821-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: проректор по научно-методической работе
Аффилиация: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Адрес: Российская Федерация, Вологда
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
Аффилиация: ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы30-38
Аннотация

В статье предложена и раскрывается научная идея взаимодействий и пересечений различных пространств и сред, порождающих многомерные реальности, обусловливающих появление новых дидактических возможностей и свойств образовательных систем. Применительно к образовательным организациям определены наиболее эффективные сочетания и комбинаторные связи образовательной среды в рамках ее кросс-многомерного взаимодействия с другими пространствами и средами.

Ключевые словаобразовательная деятельность, среда, пространство, образовательная среда, кросс-многомерные пространства и среды, типы взаимодействий и пересечений пространств и сред, признаки и свойства пространств и сред
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов23828
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Особенности образовательной деятельности в настоящее время во многом определяются характером и направленностью изменений в экономике, социальных отношениях, стратегическими установками на технологический прорыв, перманентными образовательными реформами. Влияние оказывают и общая ситуация в стране и мире, в частности, информационное противоборство, попытки ревизии устоявшегося мировоззрения и традиционных ценностей.
2 В последние полтора десятилетия сложилась новая образовательная ситуация, меняются статус и роль образования в социально-экономических процессах, возвышении потребностей и повышении качества жизни людей.
3 В данной ситуации образовательная деятельность, усилия профессионально-педагогического сообщества носят полифункциональный, все более усложняющийся характер и, по сути, являются откликом на изменение пространства этой деятельности. Испытывая на себя весь спектр внешних воздействий, интегрируя и преломляя их, образовательная деятельность существенным образом меняет свою конфигурацию, увеличивает потенциал воздействия на обучающихся. При этом нередко возникает ситуация, когда темпы приращения такого потенциала опережают развитие организационных структур, педагогических систем; когда возможности управления не совпадают со сложностью формируемых динамических и воспитательных систем.
4 Все это обусловливает необходимость постановки и решения такой важной научной проблемы, как инновациионное обновление образовательной деятельности в условиях кросс-многомерных пространств и сред.
5 Близко подошел к решению этой проблемы С.В. Кривых, рассматривая комплекс воздействий на образовательную среду социально-гуманитарных факторов. Автор не только представил трактовку понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», но и дал их соотношения, определил пространственно-средовые возможности в организации образования. Образовательное пространство понимается им как поле активного взаимодействия трех компонентов: ученика, педагога и среды между ними. Образовательная среда исследуется, трактуется как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которая обеспечивает полный цикл учебной деятельности [4, с. 106-111]; как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [2].
6 В отличие от образовательной среды, образовательное пространство в более общем контексте понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. H. Roder, Ch. Roder, H. Drunger (2017) полагают, что использование в рамках образовательного пространства комплекса программ обучения и воспитания выступает значимым фактором социального воспитания, моделирования индивидуального образовательного пространства обучающихся [22, р. 51].

всего просмотров: 213

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева И.А., Тарасов С.В. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие (учебное пособие). – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265 с.

2. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб., 2003.

3. Касаткин А.А. Динамика социокультурной среды как фактор формирования личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 4. – С. 130-132.

4. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2(27). – С. 106-111.

5. Ненахова Е.Н. Теоретико-методологические подходы к формированию социокультурного пространства образовательного учреждения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128.

6. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?: пер. с англ. / Андреас Шляйхер. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2018. – 328 с. (Антология образования).

7. Перетягина Н.Н. Социокультурная среда образования: предпосылки моделирования, модель // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – № 5. – С. 103-111.

8. Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 198-227.

9. Система оценки качества образования: мировая практика и российский опыт: моногр. / под общ. ред. Ю.Б. Рубина. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. – 528 с.

10. Систематика терминологического аппарата современной парадигмы образования как методология отбора содержания педагогического образования / О.Б. Даутова, А.И. Жук, А.В. Торхова, Н.А. Вершинина, Ю.Н. Егорова, М.Г. Ермолаева, Е.Ю. Игнатьева, Т.И. Краснова, О.Н. Крылова, С.И. Невдах, А.В. Позняк, Н.Н. Суртаева, Т.Е. Титовец, В.В. Хитрюк, С.В. Христофоров, А.Н. Шевелев, О.Н. Шилова / под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. – СПб.: Буквально, 2019. – 320 с.

11. Субетто А.И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения): моногр. / под науч. ред. проф., д-ра технич. наук, д-ра психол. наук, д-ра пед. наук В.В. Лукоянова. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2018. – 340 с.

12. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. – 1999. – № 1. – С. 19-25.

13. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2017. – 136 с.

14. Хороших П.П. Социокультурная среда как фактор развития дошкольника // Педагогика и просвещение. – 2016. – № 4. – С. 367-370.

15. Цирульников А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 260-274.

16. Цирульников А.М. В учениках у реальности. Книга-комментарий к серии книг «Неопознанная педагогика» / ред. А. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2018. – 200 с.

17. Щевелева Г.М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию. – Воронеж, 2001. – 104 с.

18. «Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров. Информационный бюллетень. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 44 с.

19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

20. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – С. 58-95.

21. Jakobson, Husseri. Ein Beitragzur Genealogtedes Strukturalismus // Tydschnftfoor Fitozqfle, 35e Jaaf gang, Nr. 3, Sept. 2016. – Р. 560-607.

22. Roder H., Roder Ch., Drunger H. Holistische Schule. Expose zur Grundung einer Ersatzschule in freier Tragenschaft und / oder zur Durchfuhrung eines wissenchaftlich begleiteten Schul versuchs. – Weiserbusch, 2017. – Р. 51.

23. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. – Cambridge Univ. Press, 2015. – V. II: Typology and Process in Concept Structuring.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх