Cross-multidimensional spaces and environments as factors of innovative renewal of educational activities

 
PIIS181570410020821-8-1
DOI10.54884/S181570410020821-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Vice-Rector on Scientific and Methodological Work
Affiliation: Vologda Institute of Education Development
Address: Russian Federation, Vologda
Occupation: Deputy Director for Teaching and Educational Work, Russian Language and Literature Teacher
Affiliation: Lyceum № 101 of Vyborgsky District of St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages30-38
Abstract

The article proposes and reveals the scientific idea and typology of interactions and intersections of various spaces and environments, generating new cross-multidimensional realities, causing the emergence of new didactic opportunities and properties of educational systems. In relation to educational organizations of general education, the most effective combinations and combinatorial relations of the educational environment in the framework of its cross-multidimensional interaction with other spaces and environments have been identified.

Keywordseducational activities; environment; space; educational environment; cross-multidimensional spaces and environments; types of interactions and intersections of spaces and environments; signs and properties of spaces and environments
Received24.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters23828
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Особенности образовательной деятельности в настоящее время во многом определяются характером и направленностью изменений в экономике, социальных отношениях, стратегическими установками на технологический прорыв, перманентными образовательными реформами. Влияние оказывают и общая ситуация в стране и мире, в частности, информационное противоборство, попытки ревизии устоявшегося мировоззрения и традиционных ценностей.
2 В последние полтора десятилетия сложилась новая образовательная ситуация, меняются статус и роль образования в социально-экономических процессах, возвышении потребностей и повышении качества жизни людей.
3 В данной ситуации образовательная деятельность, усилия профессионально-педагогического сообщества носят полифункциональный, все более усложняющийся характер и, по сути, являются откликом на изменение пространства этой деятельности. Испытывая на себя весь спектр внешних воздействий, интегрируя и преломляя их, образовательная деятельность существенным образом меняет свою конфигурацию, увеличивает потенциал воздействия на обучающихся. При этом нередко возникает ситуация, когда темпы приращения такого потенциала опережают развитие организационных структур, педагогических систем; когда возможности управления не совпадают со сложностью формируемых динамических и воспитательных систем.
4 Все это обусловливает необходимость постановки и решения такой важной научной проблемы, как инновациионное обновление образовательной деятельности в условиях кросс-многомерных пространств и сред.
5 Близко подошел к решению этой проблемы С.В. Кривых, рассматривая комплекс воздействий на образовательную среду социально-гуманитарных факторов. Автор не только представил трактовку понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», но и дал их соотношения, определил пространственно-средовые возможности в организации образования. Образовательное пространство понимается им как поле активного взаимодействия трех компонентов: ученика, педагога и среды между ними. Образовательная среда исследуется, трактуется как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которая обеспечивает полный цикл учебной деятельности [4, с. 106-111]; как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [2].
6 В отличие от образовательной среды, образовательное пространство в более общем контексте понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. H. Roder, Ch. Roder, H. Drunger (2017) полагают, что использование в рамках образовательного пространства комплекса программ обучения и воспитания выступает значимым фактором социального воспитания, моделирования индивидуального образовательного пространства обучающихся [22, р. 51].

views: 212

Readers community rating: votes 0

1. Baeva I.A., Tarasov S.V. Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: modelirovanie i razvitie (uchebnoe posobie). – SPb.: LOIRO, 2017. – 265 s.

2. Berezhnova L.N. Poliehtnicheskaya obrazovatel'naya sreda. – SPb., 2003.

3. Kasatkin A.A. Dinamika sotsiokul'turnoj sredy kak faktor formirovaniya lichnosti // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. – 2011. – № 4. – S. 130-132.

4. Krivykh S.V. Sootnoshenie ponyatij «sreda» i «prostranstvo» v sotsiokul'turnom i obrazovatel'nom aspektakh // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2011. – № 2(27). – S. 106-111.

5. Nenakhova E.N. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k formirovaniyu sotsiokul'turnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. – 2010. – № 128.

6. Obrazovanie mirovogo urovnya. Kak vystroit' shkol'nuyu sistemu XXI veka?: per. s angl. / Andreas Shlyajkher. – M.: Izd-vo «Natsional'noe obrazovanie», 2018. – 328 s. (Antologiya obrazovaniya).

7. Peretyagina N.N. Sotsiokul'turnaya sreda obrazovaniya: predposylki modelirovaniya, model' // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. – 2011. – № 5. – S. 103-111.

8. Pinskaya M.A., Khavenson T.E., Kosaretskij S.G., Zvyagintsev R.S., Mikhajlova A.M., Chirkina T.A. Poverkh bar'erov: issleduem rezil'entnye shkoly // Voprosy obrazovaniya. – 2018. – № 2. – S. 198-227.

9. Sistema otsenki kachestva obrazovaniya: mirovaya praktika i rossijskij opyt: monogr. / pod obsch. red. Yu.B. Rubina. – M.: Moskovskij finansovo-promyshlennyj universitet «Sinergiya», 2016. – 528 s.

10. Sistematika terminologicheskogo apparata sovremennoj paradigmy obrazovaniya kak metodologiya otbora soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya / O.B. Dautova, A.I. Zhuk, A.V. Torkhova, N.A. Vershinina, Yu.N. Egorova, M.G. Ermolaeva, E.Yu. Ignat'eva, T.I. Krasnova, O.N. Krylova, S.I. Nevdakh, A.V. Poznyak, N.N. Surtaeva, T.E. Titovets, V.V. Khitryuk, S.V. Khristoforov, A.N. Shevelev, O.N. Shilova / pod obsch. red. O.B. Dautovoj, A.V. Torkhovoj. – SPb.: Bukval'no, 2019. – 320 s.

11. Subetto A.I. Noosfernaya Rossiya: strategiya proryva (osnovaniya noosfernogo rossievedeniya): monogr. / pod nauch. red. prof., d-ra tekhnich. nauk, d-ra psikhol. nauk, d-ra ped. nauk V.V. Lukoyanova. – SPb.: Izd-vo «Asterion», 2018. – 340 s.

12. Rakitina E.A., Lyskova V.Yu. Informatsionnye polya v uchebnoj deyatel'nosti // Informatika i obrazovanie. – 1999. – № 1. – S. 19-25.

13. Kharms T., Klifford R.M., Krajer D. Shkaly dlya kompleksnoj otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh. ECERS-R: pererabotannoe izdanie. – M.: Izd-vo «Natsional'noe obrazovanie», 2017. – 136 s.

14. Khoroshikh P.P. Sotsiokul'turnaya sreda kak faktor razvitiya doshkol'nika // Pedagogika i prosveschenie. – 2016. – № 4. – S. 367-370.

15. Tsirul'nikov A.M. Fenomeny i kul'turnye praktiki: formal'noe i neformal'noe obrazovanie v kontekste sotsiokul'turnogo podkhoda // Voprosy obrazovaniya. – 2016. – № 3. – S. 260-274.

16. Tsirul'nikov A.M. V uchenikakh u real'nosti. Kniga-kommentarij k serii knig «Neopoznannaya pedagogika» / red. A. Rusakov. – SPb.: Obrazovatel'nye proekty, 2018. – 200 s.

17. Scheveleva G.M. Obrazovatel'noe prostranstvo. Sovremennyj vzglyad. Podkhody k formirovaniyu. – Voronezh, 2001. – 104 s.

18. «Ehffektivnye» shkoly: resursy, kontingent i upravlencheskie strategii direktorov. Informatsionnyj byulleten'. – M.: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2017. – 44 s.

19. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. – M.: Smysl, 2001. – 365 s.

20. Yastrebov G.A., Pinskaya M.A., Kosaretskij S.G. Ispol'zovanie kontekstnykh dannykh v sisteme otsenki kachestva obrazovaniya: opyt razrabotki i aprobatsiya instrumentariya // Voprosy obrazovaniya. – 2014. – № 4. – S. 58-95.

21. Jakobson, Husseri. Ein Beitragzur Genealogtedes Strukturalismus // Tydschnftfoor Fitozqfle, 35e Jaaf gang, Nr. 3, Sept. 2016. – R. 560-607.

22. Roder H., Roder Ch., Drunger H. Holistische Schule. Expose zur Grundung einer Ersatzschule in freier Tragenschaft und / oder zur Durchfuhrung eines wissenchaftlich begleiteten Schul versuchs. – Weiserbusch, 2017. – R. 51.

23. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. – Cambridge Univ. Press, 2015. – V. II: Typology and Process in Concept Structuring.

Система Orphus

Loading...
Up