The Structure of Students’ Readiness for Educational Activities in Educational Organization Environment

 
PIIS181570410020819-5-1
DOI10.54884/S181570410020819-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: St. Petersburg Branch of Institute of education management of RАЕ
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Senior Lecturer of Department of Mathematics and Engineering Graphics
Affiliation: S.M. Budyonny Military Academy of Communication
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages16-21
Abstract

The article deals with the phenomenon of students ' readiness for educational activities from the methodological positions of пeneral pedagogy, which can be interpreted in various contexts: пeneral, professional and additional education. The emphasis is on the readiness for educational activities in the system of additional education on the platform of open education.

Keywordsreadiness, readiness for activity, students’ readiness for educational activities, educational environment, structure of activity readiness, functional and personal approach
Received24.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters10483
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Феномен готовности привлек внимание исследователей в конце XIX века. В первой половине XX века это явление рассматривалось в основном в плоскости психологического знания, во второй – нашло отражение в педагогических трудах.
2 Несмотря на широкую употребляемость термина «готовность», толкование его содержания остается дискуссионным. В педагогических и психологических исследованиях имеет место значительное разнообразие используемых трактовок этого понятия. Известно, что слово считается определенной языковой единицей, если его лексические значения отражены в словарях, поэтому в первую очередь обратимся к ним. В толковых и идеографических словарях [1, 2] слово «готовность» имеет два основных семантических значения:
  • настроенность на осуществление деятельности;
  • возможность осуществления деятельности.
3 Дуализм толкования отражается в интерпретации понятия «готовность» в педагогическом и психологическом знании, а также переносится на понятие «готовность к деятельности». Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в области психологического знания превалирует рассмотрение готовности к деятельности как настроенности субъекта на осуществление деятельности, в педагогическом – с позиций возможности осуществления субъектом деятельности.
4 Результаты исследований проблем готовности к деятельности в современных научных исследованиях позволяют выделить два основных подхода к пониманию его семантики: функциональный и личностный.
5 В психологическом знании преобладает функциональный подход, трактующий готовность к деятельности с точки зрения настроенности на нее. Сторонники функционального подхода характеризуют готовность как психическое состояние индивида, в котором активизируются психические функции, позволяющие мобилизовывать физические и психические ресурсы, необходимые для осуществления деятельности [6, 7, 8].
6 В области педагогики ведущим подходом к пониманию готовности к деятельности является личностный подход, ориентированный на возможность осуществления деятельности. Его приверженцы под готовностью понимают проявление индивидуально-личностных качеств, обеспечивающих возможность осуществления некоторой деятельности [13, 14, 15].
7 Однако ряд исследователей феномен готовности к деятельности рассматривают с позиции функционально-личностного подхода, в рамках которого считается, что готовность к деятельности обеспечивает согласование личностных характеристик индивидуума с конкретным видом деятельности [11, 12].
8 Несмотря на различие подходов к изучению феномена «готовность к деятельности», большинство авторов исходят из того, что содержание понятия имеет интегративный характер, является системным образованием, состоящим из комплекса разнообразных, связанных между собой структурных компонентов.

views: 247

Readers community rating: votes 0

1. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D.V. Dmitrieva.– M.: Astrel': AST, 2003.–1578 s.

2. Baranov O.S. Ideograficheskij slovar' russkogo yazyka. – M.: Izd-vo EhTS, 1995. – 820 s.

3. Zhuravleva S.V. Istoricheskij obzor stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v pedagogicheskoj nauke // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. – 2016. – № 3. – S. 48-56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (data obrascheniya: 09.02.2020).

4. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu – M.: Smysl, 2001. – 365 s.

5. Akhtam'yanova I.I. Kognitivnaya gotovnost' k obucheniyu v vuze kak uslovie formirovaniya sub'ektnoj pozitsii studenta // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. – 2010. – № 1. – S. 55-73.

6. Gemeshliev F.K., Lyz' N.A. Model' psikhologicheskoj gotovnosti studentov k osvoeniyu programm professional'noj podgotovki / [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-osvoeniyu-programm-professionalnoy-podgotovki (data obrascheniya: 09.02.2020).

7. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. – Minsk: Izd-vo BGU, 1976.

8. Zhukova V.F. Psikhologo-pedagogicheskij analiz kategorii «psikhologicheskaya gotovnost'» // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. – 2012. – № 6. – S. 117-121.

9. Kusakina S.N. Gotovnost' k obucheniyu v vuze kak psikhologicheskij fenomen: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. – M., 2009.

10. Mikhajlov O.V Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskij fenomen: soderzhanie i puti razvitiya: diss. … kand psikhol. nauk. – M., 2007.

11. Nizhegorodtseva N.V. Istoriya i sovremennoe sostoyanie problemy gotovnosti k obucheniyu // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. – 2016. – № 5 – S. 216.

12. Nizhegorodtseva N.V. Sistemogeneticheskij analiz gotovnosti k obucheniyu: monogr. – Yaroslavl': Avers Press, 2004.

13. Linenko A.F. Teoriya i praktika formirovaniya gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k professional'noj deyatel'nosti: dis. … d-ra ped. nauk. – Kiev, 1996. – 371 s.

14. Mezhuev A.V. Gotovnost' k obucheniyu v voennom vuze kak psikhologo-pedagogicheskaya problema // Pedagogika i zhizn': mezhdunarodnyj sbornik nauchnykh trudov / pod obsch. red. O.I. Kirikova. – Vyp. 6. – Voronezh: VGPU, 2008. – S. 183-192.

15. Sanzhaeva R.D. Psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya gotovnosti cheloveka k deyatel'nosti : dis. … d-ra psikhol. nauk. – Novosibirsk, 1997. – 347 s.

16. Monakhova L.Yu. Edinaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda «Natsional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya» // Razvitie detsko-vzroslykh soobschestv v usloviyakh mnogoobraziya: Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii / Sost. E.V. Ivanov. – V. Novgorod, 2017. – S. 59-63.

Система Orphus

Loading...
Up