Структура готовности обучающихся к учебной деятельности в среде образовательной организации

 
Код статьиS181570410020819-5-1
DOI10.54884/S181570410020819-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший преподаватель кафедры математики и инженерной графики
Аффилиация: Военная академия связи им. С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (62)
Страницы16-21
Аннотация

В статье рассмотрен феномен готовности обучающихся к учебной деятельности с методологических позиций общей педагогики, который может быть интерпретирован в разных контекстах: общего, профессионального и дополнительного образования. Акцент делается на готовности к учебной деятельности в системе дополнительного образования на платформе открытого образования.

 

Ключевые словаготовность, готовность к деятельности, готовность обучающихся к учебной деятельности, образовательная среда, структура готовности к деятельности, функционально-личностный подход
Получено24.06.2022
Дата публикации26.06.2022
Кол-во символов10483
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Феномен готовности привлек внимание исследователей в конце XIX века. В первой половине XX века это явление рассматривалось в основном в плоскости психологического знания, во второй – нашло отражение в педагогических трудах.
2 Несмотря на широкую употребляемость термина «готовность», толкование его содержания остается дискуссионным. В педагогических и психологических исследованиях имеет место значительное разнообразие используемых трактовок этого понятия. Известно, что слово считается определенной языковой единицей, если его лексические значения отражены в словарях, поэтому в первую очередь обратимся к ним. В толковых и идеографических словарях [1, 2] слово «готовность» имеет два основных семантических значения:
  • настроенность на осуществление деятельности;
  • возможность осуществления деятельности.
3 Дуализм толкования отражается в интерпретации понятия «готовность» в педагогическом и психологическом знании, а также переносится на понятие «готовность к деятельности». Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в области психологического знания превалирует рассмотрение готовности к деятельности как настроенности субъекта на осуществление деятельности, в педагогическом – с позиций возможности осуществления субъектом деятельности.
4 Результаты исследований проблем готовности к деятельности в современных научных исследованиях позволяют выделить два основных подхода к пониманию его семантики: функциональный и личностный.
5 В психологическом знании преобладает функциональный подход, трактующий готовность к деятельности с точки зрения настроенности на нее. Сторонники функционального подхода характеризуют готовность как психическое состояние индивида, в котором активизируются психические функции, позволяющие мобилизовывать физические и психические ресурсы, необходимые для осуществления деятельности [6, 7, 8].
6 В области педагогики ведущим подходом к пониманию готовности к деятельности является личностный подход, ориентированный на возможность осуществления деятельности. Его приверженцы под готовностью понимают проявление индивидуально-личностных качеств, обеспечивающих возможность осуществления некоторой деятельности [13, 14, 15].
7 Однако ряд исследователей феномен готовности к деятельности рассматривают с позиции функционально-личностного подхода, в рамках которого считается, что готовность к деятельности обеспечивает согласование личностных характеристик индивидуума с конкретным видом деятельности [11, 12].
8 Несмотря на различие подходов к изучению феномена «готовность к деятельности», большинство авторов исходят из того, что содержание понятия имеет интегративный характер, является системным образованием, состоящим из комплекса разнообразных, связанных между собой структурных компонентов.

всего просмотров: 248

Оценка читателей: голосов 0

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева.– М.: Астрель: АСТ, 2003.–1578 с.

2. Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. – М.: Изд-во ЭТС, 1995. – 820 с.

3. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48-56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (дата обращения: 09.02.2020).

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

5. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – № 1. – С. 55-73.

6. Гемешлиев Ф.К., Лызь Н.А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-osvoeniyu-programm-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 09.02.2020).

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1976.

8. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – № 6. – С. 117-121.

9. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2009.

10. Михайлов О.В Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дисс. … канд психол. наук. – М., 2007.

11. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5 – С. 216.

12. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: моногр. – Ярославль: Аверс Пресс, 2004.

13. Линенко А.Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. – Киев, 1996. – 371 с.

14. Межуев А.В. Готовность к обучению в военном вузе как психолого-педагогическая проблема // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Вып. 6. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 183-192.

15. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности : дис. … д-ра психол. наук. – Новосибирск, 1997. – 347 с.

16. Монахова Л.Ю. Единая информационно-образовательная среда «Национальная платформа открытого образования» // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Сост. Е.В. Иванов. – В. Новгород, 2017. – С. 59-63.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх