Традиции, новшества и исторические события на китайских календарях начала ХХ века из российских собраний

 
Код статьиS086919080015487-2-1
DOI10.31857/S086919080015487-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник ИВ РАН; доцент Брянского государственного университета
Аффилиация:
Институт Востоковедения РАН
Брянский государственный университет
Адрес: Брянск, ул.Крахмалева, д.13, кв.28
Должность: Доцент СПбГУ
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы204-218
Аннотация

Данная статья знакомит с результатами работы авторов по изучению китайской печатной народной картины няньхуа из крупнейших музейных и библиотечных собраний Санкт-Петербурга с целью их описания, установления истории, классификации, прояснения связей с книжной иллюстрацией, народной культурой. В статье рассматриваются два вида относящихся к няньхуа китайских ксилографических календарей: имеющий более чем тысячелетнюю историю традиционный сельскохозяйственный календарь «нунли» и возникший под влиянием западной культуры в конце XIX века в Шанхае календарь «юэфэньпай». За основу взяты экземпляры из коллекций Государственного Эрмитажа (ГЭ), Музея антропологии и этнографии РАН (МАЭ РАН), Государственного музея истории религии (ГМИР) и Научной библиотеки СПбГУ (НБ СПбГУ). Проанализированы их история, основные типы и структура, особенности использованных в них традиционных и новых сюжетов, художественных деталей. Прослежены изменения формы, произошедшие в первые годы после основания КНР. Объяснены причины этих изменений – по мнению авторов, они были вызваны проходившими тогда в Китае работой КПК по выработке стандартов нового «народного» искусства, параметрам которого отвечали «няньхуа», но не «юэфэньпай». Особое внимание уделено функционированию наименее изученных шанхайских календарей «юэфэньпай» как недорогого и удобного средства массового информирования населения о важнейших недавних или текущих исторических событиях начала XX века, в частности о восшествии на престол нового императора Пу И (правил в 1908-1911), устройстве высшей политической власти в Китае, именах ключевых сановников, актуальных правительственных указах и проч. Петербургские «юэфэньпай» сравниваются с календарями, хранящимися в зарубежных коллекциях. Учтены наработки авторитетных исследователей в этой области, но и уточнены прежде неверно истолкованные некоторые детали картин. Выявлены и раскрыты уникальные черты ранее неизвестных петербургских изобразительных материалов, введение которых в научный оборот способно заинтересовать занимающихся народной картиной отечественных и зарубежных специалистов.

Ключевые словаКитай, сельскохозяйственный календарь, календарь юэфэньпай, Шанхай, бог очага, Пу И
Источник финансированияДанная публикация подготовлена при поддержке гранта РФФИ 19-59-52001 МНТ_а «Торговля, народные верования, искусство и культура на традиционной ксилографической картине Китая из малоисследованных коллекций России и Тайваня».
Получено09.08.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов31850
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В ходе работы авторов по изучению китайской народной картины из музейных и библиотечных собраний Петербурга обнаружились календари–традиционного типа нунли 農歷 (сельскохозяйственный календарь), изготовленные на севере Китая, и нового типа юэфэньпай 月份牌 (таблицы месяцев) из Шанхая. Они датируются 1903–1912 гг., были приобретены в Китае В.М. Алексеевым и собирателем по фамилии Окулич (фонд МАЭ РАН №3676). В первой части статьи анализируются содержание и эстетические особенности нунли, изданных до 1950 г. Вторая часть посвящена истории и особенностям ранних юэфэньпай, как зеркало, отразивших события тех лет: восшествие на престол Пу И (1908) и Синьхайскую революцию (1911–1912). Имеющиеся в Петербурге календари дают возможность созерцать два мира, существовавших в одной стране, – мир традиции, представленный на нунли с Богом очага Цзао-ваном 竈王, и модернизирующийся мир на шанхайских юэфэньпай.
2

История и содержание китайского традиционного сельскохозяйственного календаря

3 Традиционные календари – особый вид старопечатных материалов, издававшихся в старом Китае. Эти обычно исполненные на отдельных листах бумаги большого формата таблицы, которые содержали названия месяцев и сезонов, а также другие, относящиеся к календарю сведения. Часто они дополнялись цветными изображениями. Важной особенностью календарей является то, что они ориентированы на старую китайскую систему летоисчисления, совмещающую лунный и солнечный календари.
4 Ксилографические календари хранятся во многих музеях и библиотеках мира – Конгресса США, Колумбийского университета США (коллекция Анны Гудрич, Anne Goodrich, 1895–2005) и др. За рубежом их более всего имеется в Китае. В России они представлены в фондах Государственного Эрмитажа (ГЭ), Музея антропологии и этнографии РАН (МАЭ РАН), Государственного музея истории религии (ГМИР). Небольшое количество (пока найдены четыре календаря, три из которых дублируются) доступны и в Научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета (НБ СПбГУ). Изучались нунли и юэфэньпай преимущественно китайскими учеными. Ван Шуцунь считал нунли разновидностью народной картины няньхуа 年畫. Действительно, они изготавливались в тех же мастерских, что и няньхуа. В народе их называли нунлиту 農歷圖 (сельскохозяйственный календарь) или чуньлиту 春歷圖(«календарь с весенним быком»), и развешивали в домах в соответствии с 24 сельскохозяйственными сезонами [Ван, 1956, с. 48].
5

История и структура традиционного настенного календаря

6 Гравированные календари появились в Китае в IX в. или раньше, когда изобрели ксилографию. Древнейший иллюстрированный календарь нашел в пещерах Дуньхуана и привез в Англию Марк Аурель Стейн (Stein Mark Aurel, 1862–1943) [Laing, 2004, p.21]. Он датируется 877 г. и имеет вид свитка длиной более метра, со схемами дуоденарного цикла и изображениями 12 животных китайского зодиака. Свиток хранится в Британской библиотеке. С тех пор календари печатались из года в год до середины XX в. В наше время их продолжают выпускать с использованием техник современной печати.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 548

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев В.М. В старом Китае. М.: Вост. лит., 2012.

2. Баранов И.Г. Китайский Новый год. Вестник Маньчжурии. Харбин, 1927(1). С. 1–18.

3. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей, 1999.

4. Бянь Пэн (边鹏). Синьхай гэмин чжаньши няньхуа тусян юй гуннэн каолунь: и хайвай цан шанхай сяоцзяочан няньхуа вэй чжунсинь (Народные картины со сценами боев Синьхайской революции и их функции: на материале картин школы сяоцзяочан из иностранных собраний (辛亥革命戰事年畫圖像與功能考論:以海外藏上海小校場年畫為中心). Няньхуаяньцзю (年畫研究). 2018 (fall). С. 38–59.

5. Ван Шуцунь (王樹村). Гуаньюй мэньхуа. Лихуа вэньти (О дверных картинах. Вопрос разноцветных календарей (關於門畫,歷華問題). Мэйшу (美術). 1956 (12). С. 35–49.

6. Ван Шуцунь (王樹村). Чжунго миньцзянь няньхуа шилуньцзи (Собрание сочинений по истории народной картины Китая (中國民間年畫史論集). Тяньцзинь: Янлюцин хуашэ, 1991.

7. Завидовская E.A. Жизнь Шанхая на рубеже XIX–XX вв. в зеркале народной картины направления «сяоцзяочан» из российских коллекций. Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 2020. № 3. С. 117–130.

8. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. VI. Династия Цин. Отв. ред. О.Е. Непомнин. Москва: Наука, 2014.

9. Лянчжуан Айлунь (梁荘愛論, Laing E.J.). Юй вайлай цай, инцайшэнь хэ фацай хуаньцзя: няньхуа чжун дэ саньгэ сянгуань чжути (Богатство издалека, бог, призывающий богатство и возвращение домой богатым: три взаимосвязанных сюжета на народной картине (域外來財、迎財神和發財還家—年畫中的三個相關主題). Няньхуаяньцзю (年畫研究). 2013 (Fall). С. 108–122.

10. Маяцкий Д.И. Коллекция китайских «новых новогодних картин» в восточном собрании Научной библиотеки СПбГУ. Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Санкт-Петербург, 2020. С. 435–457.

11. Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И – последнего императора Китая. Москва: Прогресс, 1968.

12. Рифтин Б.Л. Цзао-ван. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2. Мифология. Религия. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2007. С. 679–680.

13. Рифтин Б.Л., Ван Шуцунь. Редкие китайские народные картины из советских собраний. Ленинград: Аврора, 1991.

14. Хижняк О.С., Завидовская Е.А., Терюкова Е.А. К вопросу об источниках изучения культа китайского бога очага Цзао-вана (по материалам коллекции В. М. Алексеева из собрания ГМИР). Труды Государственного музея истории религии. 2017. Вып. 17. С. 115–144.

15. Чжан Вэй (張偉). Шохуа юэфэньпай (Говорящие календари (說話月份牌). Сюньгэнь (尋根). 2002. № 4. С. 48–50.

16. Flath J.A. “It's a Wonderful Life”: “Nianhua” and “Yuefenpai” at the Dawn of the People's Republic. Modern Chinese Literature and Culture. 2004. Vol. 16(2). Pp. 123–159.

17. Flath J.A. Printing Culture in North China. The University of British Columbia. PhD Diss. 2000.

18. Lufkin F. Folk Art and Modern Culture in Republican China. Lanham: Lexington Books, 2016.

19. Laing E.J. Selling Happiness: Calendar Posters and Visual Culture in Early-twentieth-century Shanghai. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2004.

20. Laing E.J. Reform, Revolutionary, Political, and Resistance Themes in Chinese Popular Prints, 1900–1940. Modern Chinese Literature and Culture. 2000. Vol. 12(2). Pp. 123–175.

Илл.1 (Илл._1.jpg, 1,156 Kb) [Скачать]

Илл.2 (Илл._2._«Чтение_газеты»_Ли_Цюня.JPG, 3,350 Kb) [Скачать]

Илл.3 (илл._3.jpg, 142 Kb) [Скачать]

Илл.4 (Илл._4..JPG, 816 Kb) [Скачать]

Илл.5 (Илл.5.JpG, 225 Kb) [Скачать]

Илл.6 (Илл._6.jpg, 670 Kb) [Скачать]

Илл.7 (Илл._7.JPG, 1,061 Kb) [Скачать]

Илл.8 (Илл._8.JPG, 318 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх