Diagnostics of the Level of Teacher’s Professional Competence for Development of Emotional Intelligence of Pre-School Child

 
PIIS181570410020799-3-1
DOI10.54884/S181570410020799-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Pedagogy of Family
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of Management and Economics Education Department
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head
Affiliation: State Educational Institution of Children's Education, Center for Child Development - Kindergarten NO. 64, Kalininsky District of St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Teacher
Affiliation: State Educational Institution of Children's Education, Center for Child Development - Kindergarten NO. 64, Kalininsky District of St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages134-138
Abstract

Emotional intelligence is considered in the article as an actual competence of a child, a demanded skill for successful self-realization of a person in the 21st century. The content of the article presents the results of an analysis of the level of formation of the emotional competence of the preschool educational institution teacher and the tools for conducting this assessment.

Keywordsemotional intelligence, emotional competence, emotional creativity, amplification of child’s emotional development, empathy, level of teacher’s emotional competence
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters12329
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В научных исследованиях (Д.И. Фельдштейн, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов и др.) показано, что высокая динамика роста поведенческих девиаций в развитии современного ребенка (повышение уровня агрессивности, ощущения своего одиночества, снижение креативности, способности к продуктивному межличностному взаимодействию) обусловлена недостаточной степенью развития его эмоциональной сферы[1,2,3]. Поэтому актуальной задачей в современной образовательной деятельности становится развитие у ребенка эмоционального интеллекта. При этом к настоящему времени в педагогической практике чаще всего преобладают программы и комплексы, «профилированно» направленные на развитие эмоционального интеллекта («тренинги и программы «развития эмоционального интеллекта»). Однако содержание таких программ основано скорее на идее акселерации личностного развития, на тезисе о возможности изолированно развивать эмоциональную сферу ребенка в отрыве от идеи необходимости целостного развития личности. Подходы, предлагаемые в данной статье, ориентированы на принцип амплификации эмоционального развития ребенка, что позволяет обогащать его эмоциональное развитие за счет проживания всех сторон жизнедеятельности. Сложность реализации этого принципа в образовательном процессе заключается в том, что зачастую сами педагоги обладают недостаточным уровнем развития эмоциональной компетентности.
2 Целью нашего исследования выступила диагностика уровня профессиональной компетентности педагога по развитию эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ. Объектом исследования выступила профессиональная компетентность педагога по развитию эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ и ее составные компоненты: отношение педагога к эмоциональной сфере ребенка, владение им технологиями развития эмоционального интеллекта, опыт включения приемов и технологий по развитию эмоционального интеллекта в свою профессиональную деятельности при реализации всех пяти образовательные областей, выделенных во ФГОС дошкольного образования. В ходе исследования осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта и возможностей проектирования эффективных форм развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ в профессиональной деятельности педагога.
3 В рамках проведенной работы был разработан опросник для самоанализа педагогами ДОУ своего уровня сформированности эмоциональной компетентности как условия успешности профессиональной деятельности в основных образовательных областях ФГОС ДО. Проведенное исследование позволило спроектировать вариативные направления профессионального развития педагога по повышению своей эмоциональной компетентности.
4 В современной парадигме образования эмоциональный интеллект рассматривается как составная часть «навыков 21 века», обеспечивающих личностную и социальную успешность человека в современном мире. В современных нормативных требованиях к организации дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта ребенка также рассматривается как одно из важных направлений реализации ФГОС ДО[4] . Вместе с тем педагогическая деятельность по развитию эмоционального интеллекта ребенка зачастую не является результативной, не обеспечивает достижения ребенком личностно значимых результатов в поведении и взаимоотношениях с людьми в социуме. Причину такой ситуации мы видим в том, что существующие педагогические практики развития эмоционального интеллекта в дошкольном образовании сегодня преимущественно представлены тренинговыми методиками, направленными на формирование внешних (не интериоризированных) поведенческих проявлений у ребенка, базирующихся на «эмоциональном интеллекте. Такие практики «по умолчанию» опираются на тезис о наличии у педагога высокого уровня развития эмоционального интеллекта. В реальности, однако, это не так, о чем свидетельствует высокий уровень конфликтов педагогов с детьми и их родителями в современной педагогической практике. Исходя из этой ситуации, ведущим тезисом в нашем подходе к проблеме развития эмоционального интеллекта выступает положение о необходимости разработки инструментария для оценки уровня эмоциональной зрелости педагога в его профессиональной деятельности.

views: 324

Readers community rating: votes 0

1. Fel'dshtejn D.I. Sovremennoe detstvo kak sotsiokul'turnyj i psikhologicheskij fenomen //Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. – 2012. – № 1.– S. 20-29.

2. Karabanova O.A. Sotsial'nye riski sovremennogo detstva // Internet-izdanie «Prosveschenie». Maj 2013. Ehlektronnyj resurs: https://prosvpress.livejournal.com/70042.html

3. Karabanova O.A.., Molchanov S.V. Riski negativnogo vozdejstviya informatsionnoj produktsii na psikhicheskoe razvitie i povedenie detej i podrostkov // Natsional'nyj psikhologicheskij zhurnal.– 2018. – № 3(31).– S.37-45.

4. Ministerstvo Obrazovaniya i Nauki Rossijskoj Federatsii. Prikaz №1155 ot 13 oktyabrya 2013 g. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Ehlektronnyj resurs: fgos_ru_doshk.pdf (1).pdf

5. Goleman D. Working with emotional intelligence / D. Goleman. – N.Y.: Bantam Books, 1998. – 383 p.

6. Goulman D. //Ehmotsional'nyj intellekt.– M.: Vladimir, 2009.–478 s.

7. Averill, J.R. Emotional creativity / J.R. Averill, C. Thomas-Knowles.In K.T. Strongman (Ed.), International review of studies on emotion. –Chichester: John Wiley & Sons, Inc., 1991. – Vol. 1. – P. 269 – 299.

8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psikhologii. – SPb.: Piter, 2008. – 713 s.

9. Rubinshtejn S.L. Psikhologiya umstvenno otstalogo shkol'nika.– M., 1986.– 192 s.

10. Chebykin, A.Ya. Teoriya i metodika ehmotsional'noj regulyatsii uchebnoj deyatel'nosti // A.Ya. Chebykin. – Odessa: AstroPrint, 1999. – 158 s.

11. Majer G. Psikhologiya ehmotsional'nogo myshleniya. M., 2008.- 207 s.

12. Rejnol'ds M. Kouching: ehmotsional'naya kompetentnost'. M., 2003.-112 s.

Система Orphus

Loading...
Up