Диагностика уровня профессиональной компетентности педагога по развитию эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ

 
Код статьиS181570410020799-3-1
DOI10.54884/S181570410020799-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой педагогики семьи
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры управления и экономики образования
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующая
Аффилиация: ГБ ДОУ – Центр развития ребенка – Детский сад № 64 Калининского района Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший воспитатель
Аффилиация: ГБ ДОУ – Центр развития ребенка – Детский сад № 64 Калининского района Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы134-138
Аннотация

Эмоциональный интеллект рассматривается в статье, как актуальная компетентность ребенка, востребованный навык для успешной самореализации человека в 21 веке. В содержании статьи представлены результаты анализа уровня сформированности эмоциональной компетентности педагога ДОУ и инструментарий проведения этой оценки.  

Ключевые словаэмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональная креативность, амплификация эмоционального развития ребенка, эмпатия, уровень эмоциональной компетентности педагога
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов12329
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В научных исследованиях (Д.И. Фельдштейн, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов и др.) показано, что высокая динамика роста поведенческих девиаций в развитии современного ребенка (повышение уровня агрессивности, ощущения своего одиночества, снижение креативности, способности к продуктивному межличностному взаимодействию) обусловлена недостаточной степенью развития его эмоциональной сферы[1,2,3]. Поэтому актуальной задачей в современной образовательной деятельности становится развитие у ребенка эмоционального интеллекта. При этом к настоящему времени в педагогической практике чаще всего преобладают программы и комплексы, «профилированно» направленные на развитие эмоционального интеллекта («тренинги и программы «развития эмоционального интеллекта»). Однако содержание таких программ основано скорее на идее акселерации личностного развития, на тезисе о возможности изолированно развивать эмоциональную сферу ребенка в отрыве от идеи необходимости целостного развития личности. Подходы, предлагаемые в данной статье, ориентированы на принцип амплификации эмоционального развития ребенка, что позволяет обогащать его эмоциональное развитие за счет проживания всех сторон жизнедеятельности. Сложность реализации этого принципа в образовательном процессе заключается в том, что зачастую сами педагоги обладают недостаточным уровнем развития эмоциональной компетентности.
2 Целью нашего исследования выступила диагностика уровня профессиональной компетентности педагога по развитию эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ. Объектом исследования выступила профессиональная компетентность педагога по развитию эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ и ее составные компоненты: отношение педагога к эмоциональной сфере ребенка, владение им технологиями развития эмоционального интеллекта, опыт включения приемов и технологий по развитию эмоционального интеллекта в свою профессиональную деятельности при реализации всех пяти образовательные областей, выделенных во ФГОС дошкольного образования. В ходе исследования осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта и возможностей проектирования эффективных форм развития эмоционального интеллекта ребенка в ДОУ в профессиональной деятельности педагога.
3 В рамках проведенной работы был разработан опросник для самоанализа педагогами ДОУ своего уровня сформированности эмоциональной компетентности как условия успешности профессиональной деятельности в основных образовательных областях ФГОС ДО. Проведенное исследование позволило спроектировать вариативные направления профессионального развития педагога по повышению своей эмоциональной компетентности.
4 В современной парадигме образования эмоциональный интеллект рассматривается как составная часть «навыков 21 века», обеспечивающих личностную и социальную успешность человека в современном мире. В современных нормативных требованиях к организации дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта ребенка также рассматривается как одно из важных направлений реализации ФГОС ДО[4] . Вместе с тем педагогическая деятельность по развитию эмоционального интеллекта ребенка зачастую не является результативной, не обеспечивает достижения ребенком личностно значимых результатов в поведении и взаимоотношениях с людьми в социуме. Причину такой ситуации мы видим в том, что существующие педагогические практики развития эмоционального интеллекта в дошкольном образовании сегодня преимущественно представлены тренинговыми методиками, направленными на формирование внешних (не интериоризированных) поведенческих проявлений у ребенка, базирующихся на «эмоциональном интеллекте. Такие практики «по умолчанию» опираются на тезис о наличии у педагога высокого уровня развития эмоционального интеллекта. В реальности, однако, это не так, о чем свидетельствует высокий уровень конфликтов педагогов с детьми и их родителями в современной педагогической практике. Исходя из этой ситуации, ведущим тезисом в нашем подходе к проблеме развития эмоционального интеллекта выступает положение о необходимости разработки инструментария для оценки уровня эмоциональной зрелости педагога в его профессиональной деятельности.

всего просмотров: 327

Оценка читателей: голосов 0

1. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен //Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 1.– С. 20-29.

2. Карабанова О.А. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». Май 2013. Электронный ресурс: https://prosvpress.livejournal.com/70042.html

3. Карабанова О.А.., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал.– 2018. – № 3(31).– С.37-45.

4. Министерство Образования и Науки Российской Федерации. Приказ №1155 от 13 октября 2013 г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Электронный ресурс: fgos_ru_doshk.pdf (1).pdf

5. Goleman D. Working with emotional intelligence / D. Goleman. – N.Y.: Bantam Books, 1998. – 383 p.

6. Гоулман Д. //Эмоциональный интеллект.– М.: Владимир, 2009.–478 с.

7. Averill, J.R. Emotional creativity / J.R. Averill, C. Thomas-Knowles.In K.T. Strongman (Ed.), International review of studies on emotion. –Chichester: John Wiley & Sons, Inc., 1991. – Vol. 1. – P. 269 – 299.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.

9. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника.– М., 1986.– 192 с.

10. Чебыкин, А.Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности // А.Я. Чебыкин. – Одесса: АстроПринт, 1999. – 158 с.

11. Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.- 207 с.

12. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.-112 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх