The role of state-public administration in assessing the quality of general education at the municipal level in the Russian Federation

 
PIIS181570410020796-0-1
DOI10.54884/S181570410020796-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Project Management Center
Affiliation: Federal Research State Institution “Institute of Education Management, Russian Academy of Education”
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Leading Researche of Department For Educational Quality Assessment
Affiliation: Federal Research State Institution “Institute of Education Management, Russian Academy of Education”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages82-88
Abstract

The article touches upon the main features of state-public educational management concerning the issues of assessing the quality of general education at the municipal level. The activity of state-public bodies operating in municipalities, which functions include assessing the quality of general education is analyzed.

Keywordsstate-public administration, educational management, quality of education, assessment education quality, municipal education quality assessment system
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters19430
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Взаимодействие управления системой образования на всех уровнях государственного устройства и внешнего окружения имеет двойственную природу. С одной стороны, любая форма социальной организации возникает вокруг общепринятой культурной модели, представляющей совокупность культурных, когнитивных, этических, экономических и других ориентаций, имеющих в основе своей коллективное начало. С другой стороны, в силу необходимости поддержания стабильности системы, обеспечения преемственности важнейших управленческих процессов конкретный субъект власти, адекватно отражающий данную систему регулярных социальных практик и взаимодействий, с очевидностью обладает определенным преимуществом в создании любой отвечающей потребностям общества структуры управления образованием, легитимации новых институтов, перераспределения ресурсов на наиболее актуальные, значимые направления развития образования. Однако данная структура взаимодействий в целях дальнейшего успешного функционирования вынуждена постоянно апеллировать к внешнему окружению, то есть опираться скорее уже не на властно-управленческие структуры, а на постоянную деятельность по согласованию мнений, что обеспечивает ей необходимую для развития гибкость. Это одно из несомненных достижений современного государственного устройства, базирующегося на принципах гражданского общества. Безусловно, в данном варианте общественного устройства и управления есть и негативные черты. Например, субъект власти, занимающий высокую социальную позицию, скорее будет продвигать свою «группу поддержки», нежели завоевывать авторитет в чуждой ему группе, консервируя не только положительные, но и отрицательные первоначальные характеристики сформированной организационной структуры.
2 Целью данной статьи является определение роли государственно-общественного управления и институтов, представляющих данный механизм на муниципальном уровне в сфере оценки качества образования, определение представленности общественных структур управления на данном уровне исполнительной власти, их функций и подходов к решению обозначенной задачи и, соответственно, попытка классификации данных субъектов управления, выявление проблемного поля в данной деятельности.
3 Все большее значение в процессе управления системой образования в Российской Федерации приобретают временной и информационный факторы. С ними связана «неопределённость» окружения для конкретной образовательной организации, в основе которой, по-видимому, три основных причины:
  • недостаток информации о факторах внешнего воздействия, приводящий к внутриорганизационным трудностям в процессе принятия решений (непрозрачность нормативной и методической базы, противоречивость нормативно-правовых актов различных уровней власти и т.д.);
  • неспособность определить, с какой вероятностью внешние факторы повлияют на успех или неудачу принимаемых решений (отсутствие методик, институтов, процессов, показателей, позволяющих перевести конкретную оценочную, контрольную процедуру в плоскость управленческих решений на местах);
  • недостаток информации о последствиях неправильного решения (отсутствие обратной связи после проведения оценочной процедуры, понимание оценки как исключительно контрольной, карательной).

views: 383

Readers community rating: votes 0

1. Prikaz Departamenta po Obrazovaniyu goroda Volgograda ot 24.03.2015 № 355 «Ob obschestvennom sovete pri departamente po obrazovaniyu administratsii Volgograda» URL: http://www.volgadmin.ru/d/branches/obr/about (data obrascheniya 16.03.2020).

2. Prikaz Gorodskogo upravleniya obrazovaniya Administratsii g. Abakana ot 27.02.2014 № 61 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Kollegii Gorodskogo upravleniya obrazovaniya Administratsii goroda Abakana» URL: http://guo.abakan.rf/topmenu/npb.html (data obrascheniya 03.03.2020).

3. Prikaz upravleniya obrazovaniya g. Belgoroda ot 04.10.2013 № 1938 «Ob utverzhdenii pravovykh aktov upravleniya obrazovaniya» URL: https://www.beluo31.ru/ (data obrascheniya 17.03.2020).

4. Postanovlenie mehrii goroda Kyzyla ot 28.04.2018 № 477 «Polozhenie ob Obschestvennom sovete po provedeniyu nezavisimoj otsenki kachestva uslovij osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti, osuschestvlyaemoj munitsipal'nymi obrazovatel'nymi organizatsiyami goroda Kyzyla Respubliki Tyva» URL: http://dpo17.ru/ (data obrascheniya 10.03.2020).

5. Prikaz Upravleniya obrazovaniya goroda Kalugi ot 01.10.2015 153/03-03 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Sovete rukovoditelej munitsipal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij pri upravlenii obrazovaniya goroda Kalugi» URL: https://www.uprobr.kaluga.com (data obrascheniya 11.03.2020).

6. Prikaz munitsipal'nogo uchrezhdeniya «Departament obrazovaniya Mehrii goroda Groznogo» ot 26.12.2016 № 912 «O sozdanii Obschestvennogo soveta» URL: https://grozdepobr.ru/ (data obrascheniya 18.03.2020).

7. Prikaz Departamenta obrazovaniya Mehrii g. Groznogo ot 08.07.2015 № 113 URL: https://grozdepobr.ru/ (data obrascheniya 18.03.2020).

8. Baranova Yu. Yu. Professional'no-obschestvennoe obsuzhdenie kak ehtap prinyatiya Kontseptsii regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya – 2016 – №1(1). – C.11–15.

9. Dyurkgejm Eh. O razdelenii obschestvennogo truda. Metod sotsiologii.– M., Nauka, 1991. – 572 s.

10. Gulich ch. die Durkheim-schule und der franzosische solidarismue – Wiesbaden: dt univ. verl. 1991 – 347 c.

11. Kespikov V.N., Solodkova M.I., Koptelov A.V., Danel'chenko T.A., Il'ina A.V., Mashukov A.V. Model' gosudarstvenno-obschestvennogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na munitsipal'nom urovne // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – 2014. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13503 (data obrascheniya: 19.03.2020).

12. Latypova I.V. Munitsipal'nye protsedury otsenki kachestva obrazovaniya: spektr i napravlennost' // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. – 2018. – № 2 (5). – S. 54 – 59.

13. Medvedeva N.V. Sistema gosudarstvenno-obschestvennogo upravleniya obrazovaniem v Rossijskoj Federatsii: tendentsii i problemy razvitiya // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. – 2015. – T. 14. – № 2 (108) – S. 47 – 55.

14. Popinako S.P., Vshivtseva L.A., Latypova I.V. Organizatsionnye usloviya vnedreniya modeli munitsipal'noj sistemy otsenki kachestva obschego obrazovaniya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. – 2017. – № 2 (3). – S. 39 – 44.

15. Kholl Richard Kh. Organizatsii: struktury, protsessy, rezul'taty. – SPb.: Piter, 2001. – 512 s.

Система Orphus

Loading...
Up