Digital pedagogical pillars in the system of teachers’ additional professional education

 
PIIS181570410020794-8-1
DOI10.54884/S181570410020794-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: St. Petersburg Branch of Institute of education management of RАЕ
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Lecturer at the Department of Foreign Languages
Affiliation: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages116-121
Abstract

The article discusses the use of digital pedagogical pillars in the system of teachers’ additional education caused by the challenges of the modern information society. The similarities and differences of such pillars with the electronic educational resource are shown. Various options for implementing of such pillars in education process are proposed.

Keywordsdigital pedagogical pillar, system of additional education, lifelong learning, basic skills, Matthew Effect
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters12942
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современная система дополнительного образования педагогов стремительно модернизируется и развивается, как и все образовательное пространство. Для того чтобы подготовить будущего конкурентоспособного специалиста XXI века, обладающего всеми необходимыми навыками, нужно предложить преподавателю инновационные модели дополнительного профессионального образования.
2 Развитие и саморазвитие преподавателя отвечает современной парадигме «обучение через всю жизнь» (lifelong learning) и должно проходить с использованием методик, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях. Цифровизация образования, как отклик на глобальные перемены жизни общества, требует от преподавателя развития ИКТ-компетенций путем повышения его квалификации. Прохождение дистанционных курсов, участие в работе вебинаров и онлайн мастер-классов, создание собственных модульных курсов (например, на платформе Moodle) и другие варианты цифровизации образовательного процесса благотворно влияют на профессионализм самого преподавателя, а как следствие, и на повышение качества обучения.
3 Информационная активность преподавателей характеризует степень их готовности к внедрению цифровых технологий и электронных ресурсов в учебный процесс. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований провел исследования на определение уровня ИКТ-компетентности педагогов и получил следующие результаты [1]:
  • Педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (87% школьных учителей и 88% преподавателей вузов), но при этом они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.
  • Из максимальных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов.
  • Более высокий балл набирали те педагоги, кто имел более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности.
  • Существует разница в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Например, школьные учителя чаще повышают свою квалификацию с помощью онлайн-обучения и нацелены на индивидуализацию обучения, а преподаватели вузов используют цифровые технологии для организации студенческих проектов и получения обратной связи.
4 Для организации процесса повышения квалификации педагогов авторы предлагают использовать в том числе и цифровые педагогические опоры.
5 Опишем семантику нового термина – «цифровые педагогические опоры». Педагогические опоры понимаются нами как «вербальные или невербальные ориентиры, побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности в интерпретации полученного знания, что приводит к уменьшению ошибок в учебной деятельности» [2, с. 14]. Цифровые педагогические опоры можно рассматривать с разных сторон. Например, самый простой вариант определения: цифровые педагогические опоры (ЦПО) – это педагогические опоры, созданные или используемые с применением средств ИКТ. Это особенно актуально в современных рамках дистанционного или цифрового обучения, когда известные преподавателям приемы поддержки обучающихся необходимо перенести в виртуальное пространство и использовать на онлайн-занятиях. С другой стороны (по мнению Л.Ю. Монаховой), цифровые педагогические опоры можно рассматривать как – вербализованные или невербализованные продукты педагогической деятельности, ориентированные на ключевые признаки и приемы организации учебного процесса в цифровом образовательном пространстве. Однако не всегда педагогическая опора может являться полноценным продуктом, потому что ее основная функция – поддерживающая, помогающая выполнить определенное задание. Но нельзя не согласиться с тем, что создание такой цифровой опоры требует от преподавателя определенных умений и, несомненно, является продуктом его педагогической деятельности.

views: 276

Readers community rating: votes 0

1. Tsifrovoe buduschee obrazovaniya: kak rossijskie pedagogi integriruyut tekhnologii v uchebnyj protsess? [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovoe-budushchee-obrazovaniya-kak-rossiyskie-pedagogi-integriruyut-tekhnologii-v-uchebnyy-protse/ (data obrascheniya 23.03.2020).

2. Zorina E. M. Magiya metodiki. Prepodavanie s pomosch'yu Tablitsy pedagogicheskikh opor. – SPb.: «Renome», 2019. – 488 s.: il.

3. GOST R 53620-2009: Natsional'nyj standart Rossijskoj Federatsii. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Ehlektronnye obrazovatel'nye resursy. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (data obrascheniya: 15.03.2020).

4. Monakhova L. Yu., Fedotova V. S. Praksiotsentrizm v professional'nom standarte pedagoga // Obrazovanie i nauka. –2017.– T. 19.– № 4.– S. 9-38.

5. Monakhova L. Yu., Fedotova V. S. Praksiotsentrizm v professional'nom standarte pedagoga // Obrazovanie i nauka.– 2017.– T. 19.– № 5.– S. 9-27.

6. Monakhova L. Yu. Infografika kak instrumental'noe sredstvo obucheniya vzroslykh // Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v usloviyakh realizatsii FGOS obschego obrazovaniya: sb. nauch. statej / pod obsch. red. I.I.Sokolovoj, T.A. Kaplunovich.– SPb.: SPb IUO RAO, 2016. –S. 47-53.

7. Chirkova E., Chernovets E., Zorina E. Visualization method of educational information of the English language grammar communicative teaching in a non-linguistic university // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain. 1-3 July, 2019. Rr. 609-613.

8. Kochetkov V. V. Dvizhenie WorldSkillsRussia kak sistema nezavisimoj otsenki kvalifikatsij // Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. — 2016. — № 1. — S. 23–25.

9. Titova S. V., Avramenko A. P. Mobil'noe obuchenie inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. – M.: Izdatel'stvo Ikar, 2014. – 224 s.

10. Merton R. K. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS, 1988, v.79, p. 606–623.

Система Orphus

Loading...
Up