Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов

 
Код статьиS181570410020794-8-1
DOI10.54884/S181570410020794-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель кафедры иностранных языков
Аффилиация: 1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы116-121
Аннотация

В статье рассматривается использование цифровых педагогических опор в системе дополнительного образования педагогов, обусловленное вызовами современного информационного общества. Рассмотрены сходства и различия таких опор с электронным образовательным ресурсом. Показаны варианты внедрения цифровых опор в учебный процесс.

Ключевые словацифровая педагогическая опора, система дополнительного образования, обучение через всю жизнь, базовые навыки, эффект Матфея
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов12942
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современная система дополнительного образования педагогов стремительно модернизируется и развивается, как и все образовательное пространство. Для того чтобы подготовить будущего конкурентоспособного специалиста XXI века, обладающего всеми необходимыми навыками, нужно предложить преподавателю инновационные модели дополнительного профессионального образования.
2 Развитие и саморазвитие преподавателя отвечает современной парадигме «обучение через всю жизнь» (lifelong learning) и должно проходить с использованием методик, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях. Цифровизация образования, как отклик на глобальные перемены жизни общества, требует от преподавателя развития ИКТ-компетенций путем повышения его квалификации. Прохождение дистанционных курсов, участие в работе вебинаров и онлайн мастер-классов, создание собственных модульных курсов (например, на платформе Moodle) и другие варианты цифровизации образовательного процесса благотворно влияют на профессионализм самого преподавателя, а как следствие, и на повышение качества обучения.
3 Информационная активность преподавателей характеризует степень их готовности к внедрению цифровых технологий и электронных ресурсов в учебный процесс. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований провел исследования на определение уровня ИКТ-компетентности педагогов и получил следующие результаты [1]:
  • Педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (87% школьных учителей и 88% преподавателей вузов), но при этом они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.
  • Из максимальных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов.
  • Более высокий балл набирали те педагоги, кто имел более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности.
  • Существует разница в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Например, школьные учителя чаще повышают свою квалификацию с помощью онлайн-обучения и нацелены на индивидуализацию обучения, а преподаватели вузов используют цифровые технологии для организации студенческих проектов и получения обратной связи.
4 Для организации процесса повышения квалификации педагогов авторы предлагают использовать в том числе и цифровые педагогические опоры.
5 Опишем семантику нового термина – «цифровые педагогические опоры». Педагогические опоры понимаются нами как «вербальные или невербальные ориентиры, побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности в интерпретации полученного знания, что приводит к уменьшению ошибок в учебной деятельности» [2, с. 14]. Цифровые педагогические опоры можно рассматривать с разных сторон. Например, самый простой вариант определения: цифровые педагогические опоры (ЦПО) – это педагогические опоры, созданные или используемые с применением средств ИКТ. Это особенно актуально в современных рамках дистанционного или цифрового обучения, когда известные преподавателям приемы поддержки обучающихся необходимо перенести в виртуальное пространство и использовать на онлайн-занятиях. С другой стороны (по мнению Л.Ю. Монаховой), цифровые педагогические опоры можно рассматривать как – вербализованные или невербализованные продукты педагогической деятельности, ориентированные на ключевые признаки и приемы организации учебного процесса в цифровом образовательном пространстве. Однако не всегда педагогическая опора может являться полноценным продуктом, потому что ее основная функция – поддерживающая, помогающая выполнить определенное задание. Но нельзя не согласиться с тем, что создание такой цифровой опоры требует от преподавателя определенных умений и, несомненно, является продуктом его педагогической деятельности.

всего просмотров: 278

Оценка читателей: голосов 0

1. Цифровое будущее образования: как российские педагоги интегрируют технологии в учебный процесс? [Электронный ресурс]. – URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovoe-budushchee-obrazovaniya-kak-rossiyskie-pedagogi-integriruyut-tekhnologii-v-uchebnyy-protse/ (дата обращения 23.03.2020).

2. Зорина Е. М. Магия методики. Преподавание с помощью Таблицы педагогических опор. – СПб.: «Реноме», 2019. – 488 с.: ил.

3. ГОСТ Р 53620-2009: Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 15.03.2020).

4. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. –2017.– Т. 19.– № 4.– С. 9-38.

5. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука.– 2017.– Т. 19.– № 5.– С. 9-27.

6. Монахова Л. Ю. Инфографика как инструментальное средство обучения взрослых // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей / под общ. ред. И.И.Соколовой, Т.А. Каплунович.– СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. –С. 47-53.

7. Chirkova E., Chernovets E., Zorina E. Visualization method of educational information of the English language grammar communicative teaching in a non-linguistic university // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain. 1-3 July, 2019. Рр. 609-613.

8. Кочетков В. В. Движение WorldSkillsRussia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. — 2016. — № 1. — С. 23–25.

9. Титова С. В., Авраменко А. П. Мобильное обучение иностранным языкам: учебное пособие. – М.: Издательство Икар, 2014. – 224 с.

10. Merton R. K. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS, 1988, v.79, p. 606–623.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх