Activities in the process of developing school readiness: Federal State Educational Standard requirements and work practicies

 
PIIS181570410020790-4-1
DOI10.54884/S181570410020790-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Psychology Department
Affiliation: Psychology Department OF Pacific National University
Address: Russian Federation, Khabarovsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages110-115
Abstract

The article discusses the main statements on developing children’s psychological readiness for schooling through the development of cognitive interests and actions in different types of activities based on the requirements of the Federal State Standard for Preschool Education.

KeywordsFederal State Educational Standard, preschool education, schooling, children’s psychological readiness, activity
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters16834
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Содержание понятия «готовность к школьному обучению» развивалось благодаря работам Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и многих других авторов отечественной психолого-педагогической школы, заложивших методологические основы современного дошкольного образования. Классические теории, обосновывающие многокомпонентность готовности к школьному обучению, дополняются научными исследованиями и методическими приемами по формированию личности, мотивации и способностей в основных образовательных областях, реализуемых в различных видах деятельности, в соответствии с актуальной ситуацией развития ребенка.
2 Современные требования к социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребенка в возрасте завершения им дошкольного образования изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены целевые ориентиры как основы преемственности двух этапов образования – дошкольного и начального общего, предполагающие формирование у ребенка предпосылок к его будущей учебной деятельности в школьной образовательной среде [16].
3 Цель статьи состоит в исследовании реализации в практике дошкольного образования основных требований ФГОС ДО по формированию психологической готовности к школьному обучению детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных социокультурных видах деятельности. Для выполнения первой задачи настоящего исследования рассмотрим методологические основы формирования готовности к школьному обучению.
4 Исследования психологической готовности к школьному обучению детей включают широкий круг проблем психофизиологического, нейропсихологического, психологического, социального развития ребенка дошкольного возраста, разработку методик и технологий для выполнения диагностических и коррекционно-развивающих программ. Психолого-педагогическое понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как многокомпонентное.
5 Так, в работах Л. И. Божович (1968, 1972) готовность к обучению получила название «школьная зрелость», которую определяют два параметра: интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Интеллектуальная зрелость проявляется в определенном уровне ее развития у ребенка и его способности к произвольной регуляции своего поведения в познавательной деятельности. Личностная зрелость сопровождается формированием «внутренней позиции школьника» под влиянием новых потребностей, появляющихся у ребенка старшего дошкольного возраста: познавательной потребности и потребности в социальном общении со взрослым. Следствием произошедших изменений в потребностной сфере личности является изменение ведущей деятельности ребенка, а игра, востребованная в дошкольном возрасте, его уже не удовлетворяет. Это определяет новое содержание мотивационного развития ребенка в возрасте поступления в школу и способствует его успешному включению в новую для него учебную деятельность, отличающуюся осознанными целями и планом по их реализации.

views: 292

Readers community rating: votes 0

1. Almazova A.A., Babina G.V., Lyubimova M.M., Solov'yova T.A. Sostoyanie gotovnosti detej k obucheniyu pis'mu i chteniyu: kontseptsii i rezul'taty issledovaniya // Problemy sovremennogo obrazovaniya. – 2017. – № 4. – S. 94–113.

2. Voronina L.V., Korotaeva E.V. O gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti v doshkol'nom obrazovanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2019. – № 8. – S. 50–56. DOI: 10.26170/po19-08-07

3. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka // Psikhologiya razvitiya. – SPb.: Piter, 2001. – S. 56–79.

4. Zhukova O.G. Sotsial'noe partnerstvo v usloviyakh standartizatsii doshkol'nogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2019. – № 1 (58). – S. 92–97.

5. Kirejchev A.V., Chavdar' K.Eh. Formirovanie i razvitie psikhologicheskoj gotovnosti detej k shkol'nomu obucheniyu v ramkakh avtorskoj programmy «Khochu v shkolu» // Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiya». – 2018. – № 6. – S. 152–156.

6. Konanykhina E.Yu. Programma psikhologicheskoj gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu v usloviyakh realizatsii FGOS NOO «Tropinka k shkole» (metodicheskoe posobie) // Natsional'nyj psikhologicheskij konkurs Zolotaya Psikheya po itogam 2012 goda. Nominatsiya «Proekt goda v psikhologicheskoj praktike» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://psy.su/psyche/projects/577/ (Data dostupa: 12.02.2020).

7. Koshkina V.S., Rebrova V.I. Kompleksnyj podkhod kak uslovie realizatsii osnovnoj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – № 2 (55). – S. 145–149.

8. Koehl'o L., Torres N., Fernandes K., Santos A. Dzh. Kachestvo igry, sotsial'noe prinyatie i vzaimnaya druzhba u detej doshkol'nogo vozrasta // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2019. – № 1 (91). – S. 70–79.

9. Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. Igra kak zona blizhajshego razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. – 2019. – T. 11. – № 4. – S. 5–21. DOI: 10.17759/psyedu.2019110401

10. Mamedova L.V., Belogorskaya O.D. Programma «Razvivaj-ka» kak sredstvo formirovaniya motivatsionnoj gotovnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta k shkol'nomu obucheniyu // Nauchnye trudy Instituta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. – 2014. – № 3. – S. 177–180.

11. Nisskaya A.K. Problema perekhoda k obucheniyu v shkole. Obzor mezhdunarodnykh praktik podgotovki detej, organizatsii preemstvennosti obrazovatel'nogo soderzhaniya, vzaimodejstviya roditelej i obrazovatel'nykh organizatsij // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2019. – № 1 (91). – S. 18–33.

12. Nozikova N.V. Opyt organizatsii integrativnogo obucheniya v srednej obscheobrazovatel'noj shkole № 3 g. Khabarovska // Defektologiya. – 2011. – № 3. – S. 81–86.

13. Rimashevskaya L.S., Atarova A.N. Izuchenie sub'ektnykh proyavlenij rebenka v protsesse vzaimodejstviya so sverstnikami i razvitie detskoj samostoyatel'nosti v issledovaniyakh kafedry doshkol'noj pedagogiki Gertsenovskogo universiteta // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2019. – № 1 (91). – S. 58–69.

14. Savenkov A.I., Tsaplina O.V., Polkovnikova N.B., Smirnova P.V., Murodkhodzhaeva N.S. Razvitie obraznogo myshleniya doshkol'nika v protsesse naglyadnogo modelirovaniya: monogr. / pod nauch. red. O.V. Tsaplinoj. – SPb.: OOO «NITs ART», 2019. – 122 s.

15. Strategicheskie orientiry razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya v sovremennom mire Nauchno-metodicheskij sbornik k 100-letiyu organizatsii gosudarstvennoj sistemy doshkol'nogo obrazovaniya v Rossii / pod obsch. red. T.B. Solomatinoj. – M.: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2019. – 176 s.

16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utverzhden prikazom ot 17 oktyabrya 2013 g. № 373) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Data dostupa: 15.01.2020).

Система Orphus

Loading...
Up