Design work as a method of training specialists Working with substitude families

 
PIIS181570410020785-8-1
DOI10.54884/S181570410020785-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Education Management of Russian Academy Of Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Federal Penitentiary Service of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages77-81
Abstract

This article discusses the experience of using the project method used in the training of teachers working with substitute families. The authors carry out a review and analytical study of the existing experience of using the project method and offer a project technology for training specialists to work with substitute families.

Keywordsproject work, training method, specialists working with substitute families, adult education, child, substitute parents, teachers, students
Received22.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters11925
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Появление в России большого количества кандидатов, желающих принять в свою семью ребёнка (детей), оставшихся без попечения кровных родственников, актуализировало внимание исследователей на необходимости их подготовки, придало особый акцент и большую значимость направлению подготовки специалистов, обучающих и сопровождающих замещающих родителей.
2 Ранее авторы акцентировали внимание на наиболее актуальных социально-педагогических проблемах сопровождения замещающих семей [4], а также на психологическом сопровождении субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства [8].
3 В данной статье уделено внимание рассмотрению именно проектной работы, как метода обучения специалистов по работе с замещающими семьями, направленного в первую очередь на формирование готовности обучающегося занять субъектную позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности.
4 В случае сформированности субъектной позиции обучающегося по отношению к собственной профессиональной деятельности проектный метод становится неким системным компонентом данного образовательного процесса и позволяет выстраивать его, опираясь на концепции и принципы личностно ориентированного [7], проблемного, деятельностного подходов [1].
5 Использование проектных технологий практически в каждой учебной дисциплине предполагает творческий подход к выполнению предложенных заданий и по своему характеру относится к интерактивным методам обучения.
6 Главная задача преподавателя при обучении специалистов по работе с замещающими семьями заключается в том, чтобы посредством чётко структурированных стратегий не только передать знания и сформировать навыки в сфере подготовки и сопровождения замещающих родителей, но и помочь им овладеть методами так называемого «автономного обучения», которое и обеспечивает развитие личности обучающегося [9].
7 Степень автономии обучающегося рассматривается нами как определённый критерий уровня овладения знаниями и развития личности. При автономном обучении развивается деятельностная компетенция личности, которая включает в себя:
  • планирование (умение специалиста адекватно определить проблему и обозначить цель);
  • реализацию (способность самостоятельно действовать и решать возникающие в процессе осуществления деятельности проблемы);
  • развитие (способность к анализу и саморефлексии).
8 Учебные задания по типу «проект» соответствуют принципам автономного обучения. Мотивационная составляющая автономного обучения способствует созданию предпосылок для самоорганизации и самореализации специалистов по работе с замещающими семьями, что, в свою очередь, делает образовательный процесс практикоориентированным и, соответственно, более эффективным в процессе усвоения учебного материала.

views: 261

Readers community rating: votes 0

1. Belkina E. P. Ob ispol'zovanii proektnoj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov magistratury // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. – 2012. – № 5 (16). – S. 19-21.

2. Gradusova T. K., Zhukova T. A. Pedagogicheskie tekhnologii i otsenochnye sredstva dlya provedeniya tekuschego i promezhutochnogo kontrolya uspevaemosti i itogovoj attestatsii studentov: ucheb. posobie. – Kemerovo: Kemerov. gos. un-t, 2013. – 100 s.

3. Koryakovtseva N. F. Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel'noj raboty izuchayuschikh inostrannyj yazyk: posobie dlya uchitelej. – M.: ARKTI, 2002. – 176 c.

4. Kremezion O. V., Morozov A. V. Aktual'nye sotsial'no-pedagogicheskie problemy soprovozhdeniya zameschayuschikh semej // Sovremennoe detstvo: psikhologo-pedagogicheskaya podderzhka sem'i i razvitie obrazovaniya: Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – M.: IIDSV RAO, 2018. – S. 35-42.

5. Kremezion O. V., Morozov A. V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty obucheniya zameschayuschikh roditelej // Vesennie psikhologo-pedagogicheskie chteniya: Materialy II Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyaschennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / sost.: I.A. Eremitskaya, O.A. Khalifaeva. – Astrakhan': AGU, 2018. – S. 114-118.

6. Mikhaleva L. V., Kil'mukhametova E. Yu. Metod proektov kak innovatsionnaya tekhnologiya obucheniya frantsuzskomu yazyku // Yazyk i kul'tura. – 2010. – № 4 (12). – S. 115-122.

7. Morozov A. V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennom informatsionnom prostranstve // Postsovetskoe prostranstvo – territoriya innovatsij: 3-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: doklady i soobscheniya. – M.: MRSEhI, 2016. – S. 146-150.

8. Morozov A. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sub'ektov obrazovatel'nykh otnoshenij v usloviyakh sovremennogo kommunikativnogo prostranstva // Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / Pechataetsya po resheniyu orgkomiteta NPK. – Irkutsk, 2016. – S. 308-315.

9. Morozov A. V., Kremezion O. V. Podgotovka prepodavatelej shkol zameschayuschikh roditelej k obespecheniyu psikhologicheskogo blagopoluchiya priyomnykh detej v novoj sem'e // Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – SPb.: RGPU im. Gertsena, 2019. – S. 459-467.

10. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya / pod red. E. S. Polat. – M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 1999. – 224 s.

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2012 g. № 623 «Ob utverzhdenii trebovanij k soderzhaniyu programmy podgotovki lits, zhelayuschikh prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu rebyonka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i formy svidetel'stva o prokhozhdenii takoj podgotovki na territorii Rossijskoj Federatsii» // [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70220398/paragraph/1:0/ (data obrascheniya 14.03.2020).

12. Shikhvarger Yu. G. Metod proektov v obrazovatel'noj oblasti «Tekhnologiya» // Vestnik pedagogiche¬skikh innovatsij. – 2009. – № 1. – S. 84-100.

Система Orphus

Loading...
Up