Проектная работа как метод обучения специалистов по работе с замещающими семьями

 
Код статьиS181570410020785-8-1
DOI10.54884/S181570410020785-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФКУ «НИИ ФСИН России»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы77-81
Аннотация

В данной cтaтьe рaccмaтривaeтcя опыт применения проектного метода, используемого в процессе подготовки преподавателей, работающих с замещающими семьями. Авторы осуществляют обзорно-аналитическое исследование имеющегося опыта применения проектного метода и предлагают проектную технологию обучения специалистов по работе с замещающими семьями.

Ключевые словапроектная работа, метод обучения, специалисты по работе с замещающими семьями, обучение взрослых, ребёнок, замещающие родители, преподаватели, обучающиеся
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов11925
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Появление в России большого количества кандидатов, желающих принять в свою семью ребёнка (детей), оставшихся без попечения кровных родственников, актуализировало внимание исследователей на необходимости их подготовки, придало особый акцент и большую значимость направлению подготовки специалистов, обучающих и сопровождающих замещающих родителей.
2 Ранее авторы акцентировали внимание на наиболее актуальных социально-педагогических проблемах сопровождения замещающих семей [4], а также на психологическом сопровождении субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства [8].
3 В данной статье уделено внимание рассмотрению именно проектной работы, как метода обучения специалистов по работе с замещающими семьями, направленного в первую очередь на формирование готовности обучающегося занять субъектную позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности.
4 В случае сформированности субъектной позиции обучающегося по отношению к собственной профессиональной деятельности проектный метод становится неким системным компонентом данного образовательного процесса и позволяет выстраивать его, опираясь на концепции и принципы личностно ориентированного [7], проблемного, деятельностного подходов [1].
5 Использование проектных технологий практически в каждой учебной дисциплине предполагает творческий подход к выполнению предложенных заданий и по своему характеру относится к интерактивным методам обучения.
6 Главная задача преподавателя при обучении специалистов по работе с замещающими семьями заключается в том, чтобы посредством чётко структурированных стратегий не только передать знания и сформировать навыки в сфере подготовки и сопровождения замещающих родителей, но и помочь им овладеть методами так называемого «автономного обучения», которое и обеспечивает развитие личности обучающегося [9].
7 Степень автономии обучающегося рассматривается нами как определённый критерий уровня овладения знаниями и развития личности. При автономном обучении развивается деятельностная компетенция личности, которая включает в себя:
  • планирование (умение специалиста адекватно определить проблему и обозначить цель);
  • реализацию (способность самостоятельно действовать и решать возникающие в процессе осуществления деятельности проблемы);
  • развитие (способность к анализу и саморефлексии).
8 Учебные задания по типу «проект» соответствуют принципам автономного обучения. Мотивационная составляющая автономного обучения способствует созданию предпосылок для самоорганизации и самореализации специалистов по работе с замещающими семьями, что, в свою очередь, делает образовательный процесс практикоориентированным и, соответственно, более эффективным в процессе усвоения учебного материала.

всего просмотров: 265

Оценка читателей: голосов 0

1. Белкина Е. П. Об использовании проектной работы при обучении иностранному языку студентов магистратуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 5 (16). – С. 19-21.

2. Градусова Т. К., Жукова Т. А. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2013. – 100 с.

3. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 c.

4. Кремезион О. В., Морозов А. В. Актуальные социально-педагогические проблемы сопровождения замещающих семей // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ИИДСВ РАО, 2018. – С. 35-42.

5. Кремезион О. В., Морозов А. В. Психолого-педагогические аспекты обучения замещающих родителей // Весенние психолого-педагогические чтения: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / сост.: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. – Астрахань: АГУ, 2018. – С. 114-118.

6. Михалева Л. В., Кильмухаметова Е. Ю. Метод проектов как инновационная технология обучения французскому языку // Язык и культура. – 2010. – № 4 (12). – С. 115-122.

7. Морозов А. В. Личностно-ориентированное обучение в современном информационном пространстве // Постсоветское пространство – территория инноваций: 3-я Международная научно-практическая конференция: доклады и сообщения. – М.: МРСЭИ, 2016. – С. 146-150.

8. Морозов А. В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Печатается по решению оргкомитета НПК. – Иркутск, 2016. – С. 308-315.

9. Морозов А. В., Кремезион О. В. Подготовка преподавателей школ замещающих родителей к обеспечению психологического благополучия приёмных детей в новой семье // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы II Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2019. – С. 459-467.

10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70220398/paragraph/1:0/ (дата обращения 14.03.2020).

12. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в образовательной области «Технология» // Вестник педагогиче¬ских инноваций. – 2009. – № 1. – С. 84-100.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх