Принципы воспитания ценностных ориентаций курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации

 
Код статьиS181570410020778-0-1
DOI10.54884/S181570410020778-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: адъюнкт
Аффилиация: Саратовский военный краснознаменный Институт Войск Национальной гвардии
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы56-60
Аннотация

Статья посвящена исследованию основополагающих принципов воспитания ценностных ориентаций курсантов военных вузов войск национальной гвардии РФ в процессе обучения. Автор выводит основные принципы, детерминирующие формирование ценностных ориентаций у курсантов военных вузов нацгвардии из общедидактических принципов воспитания с учетом специфики военно-профессиональной подготовки. Общим итогом исследования служит обоснованный вывод автора о значимости выделенных им принципов в процессе личностного и профессионального становления курсантов военных вузов войск национальной гвардии РФ.

Ключевые словаценности, ценностные ориентации, принципы воспитания, военные вузы, войска национальной гвардии
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов12803
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одной из важнейших проблем в современной теории педагогики является исследование ценностно-смыслового и потребностно-мотивационного аспектов поведения человека, что обусловлено значимостью личностной и воспитательной составляющих в детерминации его профессиональной активности. Именно ценностные ориентации личности следует рассматривать в качестве главных детерминант личного и профессионального выбора человека.
2 Начало становлению и развитию отечественной теории ценностей и ценностных ориентаций (установок) личности было положено в XVIII в. и связано прежде всего с введением Екатериной II системы «воспитательных училищ», подготавливающих человека к гражданскому общежитию. Общее воспитание, по мнению В.О. Ключевского, должно было «сосредоточиться на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства» [1]. В указанный период теория и практика ценностных ориентаций личности обогатились также трудами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова и других деятелей, убежденных в необходимости воспитания нравственных ценностей человека для целей прогрессивного развития общества и государства в целом, а также в важности формирования у него нравственных понятий, находящих выражение в совершении положительных поступков [2, с. 10].
3 В период с конца XIX и до начала ХХ века система ценностей личности складывалась под влиянием православной этики, что нашло отражение в трудах таких отечественных религиозных мыслителей и философов, как К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, С.А. Рачинский В.С. Соловьев, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич и др., чьи взгляды и убеждения, ставшие впоследствии основой многих педагогических воспитательных концепций, объединены общей идеей поиска реального воплощения в истории человечества христианских ценностей, способствующих его нравственному возрождению [3, с. 4-5; 9,10].
4 В педагогических исследованиях советского и позднесоветского этапов (1917 – 1991) были раскрыты основы ценностных ориентаций, их сущность, условия, закономерности формирования и воспитания. Следует заметить, однако, что в указанный период наблюдалась синонимичность таких понятий, как «ценности», «ценностные ориентации», «нравственность», «мораль» [4, с. 8]. В дальнейшем произошло переориентирование нравственного воспитания в направлении формирования общечеловеческих ценностей и возрождения отечественных национально-культурных традиций, что нашло отражение в трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, М.П. Щетинина и многих других.
5 С начала 1990-х гг. начался новый этап в исследовании ценностных ориентаций (Н.Е. Щуркова, И.С. Скляренко, А.А. Вербицкий и др.). Изменился сам подход к ценностным ориентациям (установкам) личности, которые стали рассматриваться в качестве логически выстроенной системы.

всего просмотров: 271

Оценка читателей: голосов 0

1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 9. Материалы разных лет послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. - 1990. – 525 с.

2. Полторацкая Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П.Д. Юркевича автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 .– Смоленск, 2006. - 19 с.

3. Махортова М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики Социально-философский анализ автореф. дис. ... канд. филос. наук 09.00.11 Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. – Ставрополь, 2000. - 23 с.

4. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание философско-этические основы. - Воронеж Изд-во Воронежского ун-та, 1990. – 212 с.

5. Дегальцева Е.А. Учебное пособие. – Бийск Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 160 с.

6. Елишев С.О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте «Ценности и смыслы». – 2011. – №. 2 (11). – С. 82-96.

7. Емец В.С., Грищенко Н.П. Особенности ценностных ориентаций курсантов военной образовательной организации Мир образования – образование в мире. – 2015.– № 4(60). – С. 87-97.

8. Вербицкий А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. – М., 2006. – 239 с.

9. Стародубцев М.П., Соколов М.И. Воспитательные аспекты принципов обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.– 2016.– № 4 (134).– С. 263-268.

10. Стародубцев М.П., Соколов М.И. Воспитательные технологии обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.– 2015. – № 8 (126).– С. 156-163.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх