Problems of Human Education and Life in the Context of Digital Civilization

 
PIIS181570410020771-3-1
DOI10.54884/S181570410020771-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Dean of the Faculty of Culture, Head of the Department of Social Psychology
Affiliation: Saint Petersburg University of Humanities And Social Sciences
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (63)
Pages29-35
Abstract

The article considers the problems and processes of comprehensive digitalization related to various spheres of human activity in the conditions of both the global information society and modern Russia. The essence of the new philosophy of education and human life is considered in the context of the universal transition to digital civilization. Various aspects of both the positive and negative impact of digitalization processes on the education and training of modern specialists in the field of socio-economic development of the country are shown.

 

Keywordsdigital civilization, philosophy of digital education, artificial intelligence, information society, service economics, neural network
Received21.06.2022
Publication date23.06.2022
Number of characters18393
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современный мир меняется стремительно, и вызовы эпохи искусственного интеллекта уже становятся реальностью. Под информатизацией образования понимается комплекс мер по совершенствованию образовательного процесса на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий [5, с. 136].
2 В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В рамках этого проекта предполагается модернизировать систему образования, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни [5, с. 121].
3 В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа над глобальными проектами цифровизации образования («Современная школа», «Цифровая школа», «Цифровая образовательная среда») по оснащению школ необходимой инфраструктурой, развитию доступа к Интернету, широкому внедрению электронных ресурсов и современных информационных технологий. Их использование позволяет повысить качество и эффективность, а также индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося, интерес и мотивацию современного поколения к обучению в школе и вузе, обеспечивая достижение нового качества образования в условиях цифровой эпохи.
4 Результаты мониторинга глобальных направлений цифровизации центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» [10] позволяют говорить о том, что ключевыми направлениями развития образовательной среды, форм и технологий организации образовательного процесса являются: расширение образовательных компьютерных игр («геймификация образования»); использование облачных технологий; внедрение решений дополненной реальности; развитие социальных сетей в образовании; применение дистанционного образования, развитие массовых открытых онлайн-курсов, новых технологий визуализации. Технологии беспроводной связи получат наибольшее развитие в образовании в ближайшие десятилетия [7].
5 Вместе с тем предполагаемые успехи и головокружительные перспективы цифровой эпохи, искусственного интеллекта могут способствовать вытеснению человеческого в человеке, если новые возможности будут восприниматься и использоваться крайне неосознанно и без учета перспективного контекста жизнедеятельности человека. Следует заметить, что сам по себе технический процесс в отрыве от гуманитарного знания и духовно-нравственного развития не способствует совершенствованию природы человека. В свое время еще академик РАО Д.И. Фельдштейн предупреждал об опасности снижения эмпатии, разрушения эмоционально-чувственной сферы и усиления агрессии в обществе у подрастающего поколения [14].

views: 254

Readers community rating: votes 0

1. Betelin V.B. Problemy i perspektivy obrazovaniya v postindustrial'nom informatsionnom obschestve // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. – 2019. – T. 89. – №6. – C. 582-592.

2. Gorshkova V.V. Rol' ehlektronnykh setevykh sistem v organizatsii nauchnoj i obrazovatel'noj deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. – Seriya 3. Ehkonomicheskie, gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2017. №3. S.82-85.

3. Informatizatsiya obrazovaniya // Rossijskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ Data obrascheniya: 23.03.2020.

4. Kaplan A.Ya. Izmenilsya li mozg sovremennogo cheloveka pod vozdejstviem informatsionnykh tekhnologij po sravneniyu s predyduschimi pokoleniyami? // The Question [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://thequestion.ru/questions/175437/answer-anchor/answer/291690?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer291690-anchor. Data obrascheniya: 23.12.2019.

5. Kashina E.A. Prognozirovanie struktury integrirovannogo kursa informatiki : dis. ... kand. ped. nauk.– Ekaterinburg, 1997. –187 s.

6. Kolmogorov A.N. O predstavlenii nepreryvnykh funktsij neskol'kikh peremennykh superpozitsiyami nepreryvnykh funktsij men'shego chisla peremennykh // Doklady Akademii nauk SSSR. – 1956. – T. 108. – S. 179 -182.

7. Kolykhmatov V.I. Osnovnye napravleniya razvitiya sistemy obschego obrazovaniya v usloviyakh stanovleniya tsifrovoj ehkonomiki // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. – SPb., 2018. – №8 (162). – S. 82-87.

8. Losev A.V. Iskusstvennyj intellekt: vzglyad Kastanedy // Argumenty nedeli. – 2019. № 40 (684) [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://argumenti.ru/society/2019/10/633422. Data obrascheniya: 23.12.2019.

9. Mazurova L. Potrebitel' nynche v defitsite? // Literaturnaya gazeta. № 32. – 08.08.2007 [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007-/Potr%D0%B5bit%D0%B5ly-n%D1%8Bnch%D0%B5-v-d%D0%B5fitsit%D0%B5_1154/ Data obrascheniya: 23.03.2020.

10. Monitoring global'nykh trendov tsifrovizatsii. Tsentr strategicheskikh innovatsij PAO «Rostelekom», 2018 [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf. Data obrascheniya: 23.03.2020.

11. Solzhenitsyn A.I. Lyubi revolyutsiyu // Sobranie sochinenij. T.18. Rannyaya proza. Stikhi. M.: Vremya, 2015. 544 s.

12. Strel'nikova L. Tsifrovoe pokolenie i tsifrovoe slaboumie // Azbuka zdorov'ya [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/zdorovie/l-strelnikova-cifrovoe-pokolenie-i-cifrovoe-slaboumie. Data obrascheniya: 23.12.2019.

13. Tikhomirov V.P. Mir na puti Smart Education: novye vozmozhnosti dlya razvitiya // Otkrytoe obrazovanie. – 2011. – № 3. – S. 22–28.

14. Fel'dshtejn D.I. Psikhologiya vzrosleniya: izbrannye trudy.– M.: Mosk. psikhol.-sots. in-t: Flinta, 2004. – 670 s.

15. Chetverikova O.N. Tsifrovizatsiya — final'nyj ehtap likvidatsii rossijskoj shkoly // Regnum [Ehlektronnyj istochnik]. Rezhim dostupa: https://regnum.ru/news/polit/2639995.html. Data obrascheniya: 23.12.2019.

Система Orphus

Loading...
Up