Проблемы образования и жизнедеятельности человека в контексте цифровой цивилизации

 
Код статьиS181570410020771-3-1
DOI10.54884/S181570410020771-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: декан факультета культуры, зав. кафедрой социальной психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы29-35
Аннотация

Статья посвящена проблемам и процессам всесторонней цифровизации, связанной с различными сферами жизнедеятельности человека в условиях как глобального информационного общества, так и современной России. Сущность новой философии образования и жизнедеятельности человека рассматривается в контексте всеобщего перехода к цифровой цивилизации. Показаны различные аспекты как позитивного, так и негативного влияния процессов цифровизации на образование и подготовку современных специалистов в сфере социально-экономического развития страны.

 

Ключевые словацифровая цивилизация, философия цифрового образования, искусственный интеллект, информационное общество, экономика услуг, нейросеть
Получено21.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов18393
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный мир меняется стремительно, и вызовы эпохи искусственного интеллекта уже становятся реальностью. Под информатизацией образования понимается комплекс мер по совершенствованию образовательного процесса на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий [5, с. 136].
2 В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В рамках этого проекта предполагается модернизировать систему образования, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни [5, с. 121].
3 В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа над глобальными проектами цифровизации образования («Современная школа», «Цифровая школа», «Цифровая образовательная среда») по оснащению школ необходимой инфраструктурой, развитию доступа к Интернету, широкому внедрению электронных ресурсов и современных информационных технологий. Их использование позволяет повысить качество и эффективность, а также индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося, интерес и мотивацию современного поколения к обучению в школе и вузе, обеспечивая достижение нового качества образования в условиях цифровой эпохи.
4 Результаты мониторинга глобальных направлений цифровизации центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» [10] позволяют говорить о том, что ключевыми направлениями развития образовательной среды, форм и технологий организации образовательного процесса являются: расширение образовательных компьютерных игр («геймификация образования»); использование облачных технологий; внедрение решений дополненной реальности; развитие социальных сетей в образовании; применение дистанционного образования, развитие массовых открытых онлайн-курсов, новых технологий визуализации. Технологии беспроводной связи получат наибольшее развитие в образовании в ближайшие десятилетия [7].
5 Вместе с тем предполагаемые успехи и головокружительные перспективы цифровой эпохи, искусственного интеллекта могут способствовать вытеснению человеческого в человеке, если новые возможности будут восприниматься и использоваться крайне неосознанно и без учета перспективного контекста жизнедеятельности человека. Следует заметить, что сам по себе технический процесс в отрыве от гуманитарного знания и духовно-нравственного развития не способствует совершенствованию природы человека. В свое время еще академик РАО Д.И. Фельдштейн предупреждал об опасности снижения эмпатии, разрушения эмоционально-чувственной сферы и усиления агрессии в обществе у подрастающего поколения [14].

всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Бетелин В.Б. Проблемы и перспективы образования в постиндустриальном информационном обществе // Вестник Российской академии наук. – 2019. – Т. 89. – №6. – C. 582-592.

2. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2017. №3. С.82-85.

3. Информатизация образования // Российская педагогическая энциклопедия [Электронный источник]. Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ Дата обращения: 23.03.2020.

4. Каплан А.Я. Изменился ли мозг современного человека под воздействием информационных технологий по сравнению с предыдущими поколениями? // The Question [Электронный источник]. Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/175437/answer-anchor/answer/291690?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer291690-anchor. Дата обращения: 23.12.2019.

5. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. ... канд. пед. наук.– Екатеринбург, 1997. –187 с.

6. Колмогоров А.Н. О представлении непрерывных функций нескольких переменных суперпозициями непрерывных функций меньшего числа переменных // Доклады Академии наук СССР. – 1956. – Т. 108. – С. 179 -182.

7. Колыхматов В.И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2018. – №8 (162). – С. 82-87.

8. Лосев А.В. Искусственный интеллект: взгляд Кастанеды // Аргументы недели. – 2019. № 40 (684) [Электронный источник]. Режим доступа: https://argumenti.ru/society/2019/10/633422. Дата обращения: 23.12.2019.

9. Мазурова Л. Потребитель нынче в дефиците? // Литературная газета. № 32. – 08.08.2007 [Электронный источник]. Режим доступа: https://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007-/Potr%D0%B5bit%D0%B5ly-n%D1%8Bnch%D0%B5-v-d%D0%B5fitsit%D0%B5_1154/ Дата обращения: 23.03.2020.

10. Мониторинг глобальных трендов цифровизации. Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf. Дата обращения: 23.03.2020.

11. Солженицын А.И. Люби революцию // Собрание сочинений. Т.18. Ранняя проза. Стихи. М.: Время, 2015. 544 с.

12. Стрельникова Л. Цифровое поколение и цифровое слабоумие // Азбука здоровья [Электронный источник]. Режим доступа: https://azbyka.ru/zdorovie/l-strelnikova-cifrovoe-pokolenie-i-cifrovoe-slaboumie. Дата обращения: 23.12.2019.

13. Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития // Открытое образование. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

14. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: избранные труды.– М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. – 670 с.

15. Четверикова О.Н. Цифровизация — финальный этап ликвидации российской школы // Regnum [Электронный источник]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2639995.html. Дата обращения: 23.12.2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх