Исследование инструментария оценки цифровых компетенций учителя

 
Код статьиS181570410020700-5-1
DOI10.54884/S181570410020700-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор
Аффилиация:
ФГБУ ВО Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы99-108
Аннотация

Цифровая трансформация образования невозможна без овладения педагогами широким спектром новых цифровых компетенций. Первым шагом в этом направлении является оценивание состояния цифровых компетенций учителя, для чего необходим соответствующий инструментарий. Анализ структуры и содержания цифровых компетенций учителя в различных публикациях показал отсутствие единого подхода. Авторами выбран подход, объединяющий требования к цифровым компетенциям современного учителя, позицию исследователей Яндекса и модель цифровых компетенций Европейского союза. Анализ существующего опыта оценивания цифровых компетенций учителя позволил классифицировать его на три группы по уровню доказательности степени сформированности. В результате выбран вариант кейс-измерителей. Авторами предложен инструментарий в форме теста (кейс-измеритель), включающий задания на оценивание четырех компетентностных областей: цифровые инструменты и их использование, цифровая коммуникация и способы ее организации, цифровая образовательная среда (для реализации целостного образовательного процесса), цифровая этика и безопасность. Каждая из компетентностных областей конкретизирована через совокупность умений. Задания представляют собой практические кейсы, описывающие реальные образовательные и профессиональные ситуации. Действия учителя в предложенных ситуациях могут быть более или менее эффективными с точки зрения владения им цифровыми компетенциями, но каждое позволяет разрешить ситуацию.

 

Ключевые словацифровые компетенции учителя, цифровая образовательная среда, инструментарий оценивания, кейс-измерители
Получено17.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов15118
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления данной сферой [1].
2 Подготовка квалифицированных компетентных кадров для цифровой экономики является приоритетным направлением политики государства в сфере образования. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой среды, которая бы гарантировала качество и доступность всех видов образования на любом уровне, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
3 Государственная политика в сфере цифровизации экономики напрямую связана с трансформацией системы образования. Для умения работать в современной цифровой образовательной среде педагогам необходимо обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в данной сфере. Целевые и содержательные ориентиры развития цифровых компетенций педагога отражены в документах, обеспечивающих стратегию развития и нормативное регулирование образовательной среды, основанной на цифровых технологиях [13 – 20].
4 В контексте нормативных документов цифровые компетенции учителя следует трактовать как требования к адекватному (уверенному, педагогически и критически осмысленному, ответственному) применению цифровых умений в определённом контексте (образование, работа, личностное или профессиональное развитие). При этом они охватывают не только профессиональные функциональные аспекты, включая технологические и технические умения, а также социальные, организационные умения и этические ценности.
5 Важным и первоочередным этапом на пути цифровой трансформации образования является оценивание состояния цифровых компетенций педагогов с созданием условий для их целенаправленного и адресного развития, мониторинга и дальнейшего совершенствования, обусловленного быстрым и непрерывным развитием цифровых технологий. Соответственно, обозначилась проблема разработки адекватного инструментария, который может быть применен на значительной выборке педагогов, чтобы понимать реальную целостную картину ситуации в данной сфере.
6 Целью данной работы является обоснование и разработка инструментария для оценивания цифровых компетенций педагогов, который смог бы решить поставленную задачу.
7 Исследование структуры и содержания цифровых компетенций учителя.
8 В российском сегменте исследований структуры и содержания цифровых компетенций учителя не удалось зафиксировать единого подхода.
9 В работе М.С. Цветковой и В.М. Кирюхина обосновывается, что цифровые компетенции учителей базируются на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики: умение использовать электронное обучение, обучающие платформы, электронные книги и открытые образовательные ресурсы для подготовки к урокам, онлайн-курсы для повышения квалификации по своему предмету [12].

всего просмотров: 391

Оценка читателей: голосов 0

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.

2. Духовникова И.Ю., Король А.М. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности // Педагогические науки. 2021. № 02(104). С. 99-101.

3. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. Ростов н/Д.: «Аркол», 2010. 386 с.

4. Интенсив «Я Учитель». Цифровые компетенции [Электронный ресурс]. URL: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/ (дата обращения: 20.02.2022).

5. Макарьев И.С., Захаревич Н.Б. Компетенции педагога: от традиции к «цифре» // Непрерывное образование. 2021. № 3 (38). С. 14-24.

6. Независимая оценка компетенций цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://готовкцифре.рф/nok (дата обращения: 20.02.2022).

7. Рытов А.И., Федорова Ю.В. Диагностика ИКТ-компетентности педагога – верный курс к цифровой грамотности [Электронный ресурс]. URL: https://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/4.pdf. (дата обращения: 20.02.2022).

8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. C. 5-18.

9. Ячина Н.П., Фернандез О.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве // Вестник ВГУ. 2018. № 6. С. 134-138.

10. Я Учитель. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность: результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель»[Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (дата обращения: 20.02.2022).

11. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281 (дата обращения: 20.02.2022).

12. Tsvetkova M.S., Kiryukhin V.M. Advanced digital competence of the teacher // Education in the 21st Century. 02.05.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (дата обращения: 20.02.2022).

13. Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 20.02.2022).

14. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/05f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194/ (дата обращения: 20.02.2022).

15. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/180/25/89/56962.pdf (дата обращения: 20.02.2022).

16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения: 20.02.2022).

17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2021 № 543 «Об утверждении критериев и порядка проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201270016 (дата обращения: 20.02.2022).

18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html (дата обращения: 20.02.2022).

19. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 20.02.2022).

20. Указ Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/ (дата обращения: 20.02.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх