Teacher’s Digital Competency Evaluation Toolkit Study

 
PIIS181570410020700-5-1
DOI10.54884/S181570410020700-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Andragogyst
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor
Affiliation:
Novgorod State University named after Yaroslav the Wise
St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages99-108
Abstract

The digital transformation of education is impossible without teachers mastering a wide range of new digital competencies. The first step in this direction is to evaluate the state of the teacher's digital competencies, for which appropriate tools are needed. The analysis of the structure and content of the teacher's digital competencies in various publications showed the lack of a unified approach. The authors have chosen an approach that consistently combines the requirements for digital competencies of a modern teacher, the position of Yandex researchers, and the EU digital competencies model. An analysis of the existing experience in assessing the teacher's digital competencies made it possible to classify it into three groups according to the level of evidence of the degree of formation. As a result, the variant of case-meters was chosen. The authors propose a toolkit in the form of a test (case-measuring instrument), which includes tasks for assessing four competency areas: digital tools and their use, digital communication and methods of its organization, digital educational environment (for the implementation of a holistic educational process), digital ethics and security. Each of the competence areas is specified through a set of skills. Tasks are practical cases describing real educational and professional situations. The actions of the teacher in situations can be more or less effective in terms of possession of digital competencies, but each allows the teacher to resolve the situation. 

Keywordsteacher's digital competencies, digital educational environment, evaluation tools, case-meters
Received17.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters15118
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления данной сферой [1].
2 Подготовка квалифицированных компетентных кадров для цифровой экономики является приоритетным направлением политики государства в сфере образования. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой среды, которая бы гарантировала качество и доступность всех видов образования на любом уровне, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
3 Государственная политика в сфере цифровизации экономики напрямую связана с трансформацией системы образования. Для умения работать в современной цифровой образовательной среде педагогам необходимо обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в данной сфере. Целевые и содержательные ориентиры развития цифровых компетенций педагога отражены в документах, обеспечивающих стратегию развития и нормативное регулирование образовательной среды, основанной на цифровых технологиях [13 – 20].
4 В контексте нормативных документов цифровые компетенции учителя следует трактовать как требования к адекватному (уверенному, педагогически и критически осмысленному, ответственному) применению цифровых умений в определённом контексте (образование, работа, личностное или профессиональное развитие). При этом они охватывают не только профессиональные функциональные аспекты, включая технологические и технические умения, а также социальные, организационные умения и этические ценности.
5 Важным и первоочередным этапом на пути цифровой трансформации образования является оценивание состояния цифровых компетенций педагогов с созданием условий для их целенаправленного и адресного развития, мониторинга и дальнейшего совершенствования, обусловленного быстрым и непрерывным развитием цифровых технологий. Соответственно, обозначилась проблема разработки адекватного инструментария, который может быть применен на значительной выборке педагогов, чтобы понимать реальную целостную картину ситуации в данной сфере.
6 Целью данной работы является обоснование и разработка инструментария для оценивания цифровых компетенций педагогов, который смог бы решить поставленную задачу.
7 Исследование структуры и содержания цифровых компетенций учителя.
8 В российском сегменте исследований структуры и содержания цифровых компетенций учителя не удалось зафиксировать единого подхода.
9 В работе М.С. Цветковой и В.М. Кирюхина обосновывается, что цифровые компетенции учителей базируются на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики: умение использовать электронное обучение, обучающие платформы, электронные книги и открытые образовательные ресурсы для подготовки к урокам, онлайн-курсы для повышения квалификации по своему предмету [12].

views: 388

Readers community rating: votes 0

1. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Yu. Esenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; pod nauch. red. V. I. Blinova. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. 98 s.

2. Dukhovnikova I.Yu., Korol' A.M. Tsifrovye kompetentsii sovremennogo uchitelya kak osnova uspeshnoj prepodavatel'skoj deyatel'nosti // Pedagogicheskie nauki. 2021. № 02(104). S. 99-101.

3. Efremova N.F. Formirovanie i otsenivanie kompetentsij v obrazovanii: monogr. Rostov n/D.: «Arkol», 2010. 386 s.

4. Intensiv «Ya Uchitel'». Tsifrovye kompetentsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/ (data obrascheniya: 20.02.2022).

5. Makar'ev I.S., Zakharevich N.B. Kompetentsii pedagoga: ot traditsii k «tsifre» // Nepreryvnoe obrazovanie. 2021. № 3 (38). S. 14-24.

6. Nezavisimaya otsenka kompetentsij tsifrovoj ehkonomiki [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://gotovktsifre.rf/nok (data obrascheniya: 20.02.2022).

7. Rytov A.I., Fedorova Yu.V. Diagnostika IKT-kompetentnosti pedagoga – vernyj kurs k tsifrovoj gramotnosti [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/4.pdf. (data obrascheniya: 20.02.2022).

8. Soldatova G.U., Shlyapnikov V.N. Tsifrovaya kompetentnost' rossijskikh pedagogov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20, № 4. C. 5-18.

9. Yachina N.P., Fernandez O.G. Razvitie tsifrovoj kompetentnosti buduschego pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik VGU. 2018. № 6. S. 134-138.

10. Ya Uchitel'. Kompetentsii rossijskikh uchitelej: tsifrovaya gramotnost', gibkie navyki i umenie razvivat' funktsional'nuyu gramotnost': rezul'taty vserossijskogo issledovaniya programmy «Ya Uchitel'»[Ehlektronnyj resurs]. URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (data obrascheniya: 20.02.2022).

11. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281 (data obrascheniya: 20.02.2022).

12. Tsvetkova M.S., Kiryukhin V.M. Advanced digital competence of the teacher // Education in the 21st Century. 02.05.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (data obrascheniya: 20.02.2022).

13. Metodicheskie rekomendatsii dlya vnedreniya v osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy sovremennykh tsifrovykh tekhnologij [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ (data obrascheniya: 20.02.2022).

14. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 17.03.2020. Metodicheskie rekomendatsii po ispol'zovaniyu informatsionno-obrazovatel'noj sredy «Rossijskaya ehlektronnaya shkola» v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/05f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194/ (data obrascheniya: 20.02.2022).

15. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649 «Ob utverzhdenii Tselevoj modeli tsifrovoj obrazovatel'noj sredy» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/180/25/89/56962.pdf (data obrascheniya: 20.02.2022).

16. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (data obrascheniya: 20.02.2022).

17. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 11.08.2021 № 543 «Ob utverzhdenii kriteriev i poryadka provedeniya ehkspertizy tsifrovogo obrazovatel'nogo kontenta i obrazovatel'nykh servisov, predlagaemykh postavschikami kontenta i obrazovatel'nykh servisov v ramkakh tsifrovoj obrazovatel'noj sredy» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201270016 (data obrascheniya: 20.02.2022).

18. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 28.09.2020 g. № 28 «Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4. 3648-20 "Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detej i molodezhi» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html (data obrascheniya: 20.02.2022).

19. Federal'nyj zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (data obrascheniya: 20.02.2022).

20. Ukaz Prezidenta «O natsional'nykh tselyakh razvitiya RF na period do 2030 goda» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501/ (data obrascheniya: 20.02.2022).

Система Orphus

Loading...
Up