On Destinies of the Humanity and the COVID-19 Pandemic [O sud'bakh chelovechestva i pandemii COVID-19]: A Review of the La Voce Column, by G. Agamben

 
PIIS086954150017941-5-1
DOI10.31857/S086954150017941-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages191-196
Abstract

  

Keywords
Publication date23.12.2021
Number of characters13372
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Нет необходимости представлять Джорджо Агамбена: этот итальянский философ, наряду с Мартином Хайдеггером, Жаком Деррида, Мишелем Фуко, Ханной Арендт, Жилем Делёзом, принадлежит к плеяде выдающихся современных мыслителей “первого звена”. От раннего этапа творчества, связанного с исследованиями в области языка, эстетики и метафизики, Дж. Агамбен постепенно пришел к радикализации своих взглядов и повороту к “политическому”, что нашло свое отражение в его трудах1. 1. См. Агамбен 2000; 2011а; 2011б; 2012а; 2012б; 2012в; 2013; 2014а; 2014б; 2014в; 2015а; 2015б; 2018 и многие другие.
2 “Программные” работы Агамбена построены на серии ключевых для его подхода понятий, основные из которых – человек сакральный (лат. Homo sacer); голая жизнь (ит. vita nuda); чрезвычайное положение. Первое – правовой концепт: в Древнем Риме Homo sacer был человеком, осужденным народом за преступление; его можно было убить, но не принести в жертву в ходе ритуала. Согласно Агамбену, Homo sacer – основная форма политического существования современного человека: государство, основываясь на авторитарности и насилии, прибегая к чрезвычайному положению (произвольному решению, подменяющему силу законов, превращенному из временной категории в постоянную), забирает человеческую жизнь из области сакрального. Это понятие раскрывает основное отношение между биологическим фактом человеческой жизни – голой жизнью – и суверенной властью как основной формой организации политического.
3 Наряду с Мишелем Фуко, Агамбен – один из современных создателей концепции биополитики. Однако в отличие от Фуко, считавшего, что эра биополитики наступает лишь тогда, когда zoe (биологическая жизнь) схватывается политикой (в двойном значении – захвата и когнитивного освоения), и связывавшего ее оформление с развитием дисциплинарных стратегий и техник надзора в Новое время, Агамбен настаивает на ее древности: “Помещая биологическую жизнь в центр своих расчетов, современное государство всего лишь проливает свет на тайные узы, соединяющие голую жизнь и власть…” (Агамбен 2011а: 230–231).
4 Именно тема биополитики в случае пандемии коронавируса, поставившей человечество перед новой угрозой, начиная с февраля 2020 г. и по сей день является объектом пристального внимания итальянского философа в его постоянной рубрике La Voce (ит. Глас) – рупоре современной философской-публицистической мысли – которую он ведет на сайте итальянского издательства Quodlibet (Agamben 2017–2021), являющегося одновременно местом встречи интеллектуалов итальянского и мирового масштаба, ареной для постановки и обсуждения сложных проблем философского, социологического, литературного, культурологического плана, площадкой проведения захватывающих дебатов.
5 От начала мировой пандемии и по сегодняшний день философ – “едва ли не единственный интеллектуал нашего времени, восставший против гегемонии над человечеством идеи коронавируса в ее подаче государством” (Porro s.d.) – более 30 раз обращается к теме “новой чумы” в попытке раскрыть онтологические проблемы, касающиеся жизни, смерти, веры, свободы, основ бытия, страха, мира, войны, – тем самым доказывая, что бытие человека даже в тяжелые минуты испытаний отнюдь не исчерпывается голой жизнью.

Number of purchasers: 0, views: 731

Readers community rating: votes 0

1. Agamben Dzh. Politizatsiya smerti (iz knigi “Homo sacer”) // Novoe literaturnoe obozrenie. 2000. № 4(44). S. 75–79.

2. Agamben Dzh. Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. M.: Evropa, 2011.

3. Agamben Dzh. Homo sacer. Chrezvychajnoe polozhenie. M.: Evropa, 2011.

4. Agamben Dzh. Homo sacer. Chto ostaetsya posle Osventsima: arkhiv i svidetel'. M.: Evropa, 2012.

5. Agamben Dzh. Chto sovremenno? K.: Dukh і lіtera, 2012.

6. Agamben Dzh. Otkrytoe. M.: RGGU, 2012.

7. Agamben Dzh. Chto takoe povelevat'? M.: Grundrisse, 2013.

8. Agamben Dzh. Profanatsii. M.: Gileya, 2014.

9. Agamben Dzh. Pilat i Iisus. M.: Grundrisse, 2014.

10. Agamben Dzh. Nagota. M.: Grundrisse, 2014.

11. Agamben Dzh. Sredstva bez tseli: zametki o politike. M.: Gileya, 2015.

12. Agamben Dzh. Kostur i rasskaz. M.: Grundrisse, 2015.

13. Agamben Dzh. Ostavsheesya vremya: kommentarij k Poslaniyu k Rimlyanam. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2018.

Система Orphus

Loading...
Up