Study of the quality of the municipal environment for the development of pedagogical personnel: qualimetric approach

 
PIIS181570410020693-7-1
DOI10.54884/S181570410020693-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Acting director
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Vocational Education Department
Affiliation: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages134-141
Abstract

In modern conditions of modernization of educational processes improvement of the quality of education, the requirements for ensuring the conditions for the development of human resources in the field of education are significantly increasing. This task is especially relevant for municipal territories that have different opportunities and conditions to support and accompany teaching staff. To analyze the potential of such territories, the classification of educational systems proposed by L.V. Rezinkina was used. An essential link has been established between the comprehensive capabilities and potential of existing educational systems (centers, methodological services, branches of institutes, etc.) and their effectiveness in the organization of continuing education of teachers. One of the mechanisms for evaluating this effectiveness is the implementation of the qualimetric approach in the system of assessing the quality of the municipal environment of teacher’s development. The article shows that the qualimetric approach as the leading direction of building scientific knowledge and practice of organizing evaluation activities is based on the identification of criteria, indicators and levels of development of a specific pedagogical system. Designing a system of continuing education of teachers based on the results of the qualimetric approach allows identifying gaps in the structure of municipal education, strengthening or introducing new components, and foreseeing possible risks.

Keywordsmunicipal education system, continuing education, pedagogical personnel, quality assessment, qualimetric approach
Received16.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters14304
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современных условиях значительный задел в развитии квалиметрии и реализации квалиметрического подхода осуществлен Г.С. Жуковой, В.В. Комаровой, В.В. Спасенниковым, К.Ю. Андросовым, Е.Г. Матвиевской, А.А. Муратовой при разработке методик оценки непрерывного образования, дополнительного профессионального образования, деятельности специальной социальной сферы, эффективности научной деятельности, развития системы сопровождения педагога. Значительный вклад в становление квалиметрии внесли Г.Г. Азгальдов и А.В. Гличев, подчеркнувшие роль новой науки как новой самостоятельной отрасли научных знаний [1].
2 Для квалиметрического подхода характерно его многофункциональное проявление при разработке методик оценки педагогической деятельности. Так, Е.В. Комарова выделяет следующие основные функции данного подхода: обеспечение объективной информации о состоянии образовательной системы (диагностическая функция), определение результатов тестирования, обеспечение обратной связи (аналитическая функция), использование выявленных результатов учебных достижений для конструирования специальных условий для реализации решений (управленческая функция), оценка сформированности или развития профессиональных компетенций, соответствия новым квалификационным требованиям (профессионально-стандартизирующая функция), анализ дефицитов в образовании конкретного педагога, индивидуализация и персонализация образовательного маршрута (развивающая функция), содействие в осуществлении карьерного планирования, прогнозирование и управление развитием образовательных систем (прогностическая функция), развитие профессиональной и социальной мобильности (конструктивно-преобразовательная функция) [2].
3 Применительно к муниципальной системе реализация квалиметрического подхода имеет специфику и предполагает анализ ее особенностей. Как подчеркивает В.П. Панасюк, в ее основе лежит политеоретический комплекс новейших разработок в области педагогики, психологии, квалитологии, менеджмента. Ученым выдвигается ряд принципов и условий развития муниципальной системы:
  • повышение значимости непрерывного образования;
  • приоритетность образования в условиях инновационного развития муниципалитета;
  • модернизация сетевого взаимодействия институтов образования с обществом и работодателями;
  • управление инновационными преобразованиями в образовательных системах [3].
4 Рядом ученых были рассмотрены вопросы инновационного развития муниципальных образовательных систем на основе проектно-квалитативного подхода. Например, О.В. Ковальчук предлагает модели инновационных образовательных структур на территории муниципалитета с применением вариативных процессов мониторинга развития данных систем с позиций квалитологии [4].

views: 360

Readers community rating: votes 0

1. Azgal'dov G. G., Glichev A. V. Kvalimetriya – nauka ob izmerenii kachestva produktsii // Standarty i kachestvo. 2007. № 4. S. 62-63.

2. Komarova E. V. Kvalimetricheskij podkhod v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya spetsialistov sotsial'noj sfery: avtoref. dis…. d-ra ped. nauk. M., 2012. 42 s.

3. Panasyuk V. P. Rekomendatsii po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obrazovaniya v Leningradskoj oblasti: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: LOIRO, 2011. 122 s.

4. Koval'chuk O. V. Osnovnye idei, printsipy i polozheniya modeli munitsipal'noj obrazovatel'noj sistemy, orientirovannoj na kachestvennye parametry razvitiya. SPb.: ASTERION, 2008. S. 34-40.

5. Aleksandrova M. V. Stanovlenie kar'ery pedagoga v territorial'noj obrazovatel'noj sisteme: avtoreferat diss. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2007. 238 s.

6. Rezinkina L. V., Maron A. E. Razvitie munitsipal'noj pedagogicheskoj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh: monografiya. SPb.: LOIRO, 2015. 232 s.

7. Model' regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Kirovskoj oblasti (model' RSOKO) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/01/rsoko.pdf (data obrascheniya 17.01.2022. )

8. Rezinkina L. V. Kontseptual'nye osnovaniya i tekhnologii proektirovaniya munitsipal'noj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh: dis. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2016. 238 s.

9. Maron A. E., Rezinkina L. V., Moshtakov A. A. Kvalimetricheskij podkhod k otsenke kachestva podderzhki i soprovozhdeniya nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh kadrov: upravlencheskij aspekt // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4. S. 23-31.

10. Rezinkina L. V. Soprovozhdenie nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v munitsipal'noj territorii: dis. ... d-ra ped. nauk. Velikij Novgorod, 2017. 246 s.

11. Rezinkina L. V., Maron A. E. Munitsipal'naya model' povysheniya kachestva nepreryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh kadrov // Chelovek i obrazovanie. 2019. № 1(58). S. 72-76.

12. Vershlovskij S. G. Obrazovanie v sovremennom mire: slovar' kategorij. SPb.: LOIRO, 2010. 162 s.

13. Monakhova L. Yu., Panfilova L. G. Otkrytost' i dostupnost' – strategicheskie orientiry razvitiya sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov v usloviyakh tsifrovoj ehkonomiki // Chelovek i obrazovanie. 2020. №3(64). S. 27-32.

14. Martishina N. V., Grechushkina N. V. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy i trebovaniya k pedagogu // Obrazovanie i obschestvo. 2022. № 1(132). S. 3-10.

Система Orphus

Loading...
Up