Исследование качества муниципальной среды развития педагогических кадров: квалиметрический подход

 
Код статьиS181570410020693-7-1
DOI10.54884/S181570410020693-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: И.о. директора
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Филиал Института управления образованием Российской академии образования в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы134-141
Аннотация

В современных условиях модернизации образовательных процессов, повышения качества образования значительно возрастают требования к обеспечению условий развития кадрового потенциала сферы образования. Особенно актуальна данная задача для муниципальных территорий, имеющих разные возможности и условия поддержки и сопровождения педагогических кадров. Для анализа потенциала таких территорий использована классификация образовательных систем, предложенная Л.В. Резинкиной. Установлена существенно важная связь между всесторонними возможностями и потенциалом существующих образовательных систем (центров, методических служб, филиалов институтов и др.) и их эффективностью в организации непрерывного образования педагогов. Одним из механизмов оценивания данной эффективности является реализация квалиметрического подхода в системе оценки качества муниципальной среды развития педагога. В статье показано, что квалиметрический подход как ведущее направление построения научного знания и практики организации оценочной деятельности основан на выделении критериев, показателей и уровней развития конкретной педагогической системы. Проектирование системы непрерывного образования педагогов на основе результатов квалиметрического подхода позволяет выявить пробелы в структуре муниципального образования, усилить или ввести новые компоненты, предусмотреть возможные риски.

 

Ключевые словамуниципальная система образования, непрерывное образование, педагогические кадры, оценка качества, квалиметрический подход
Получено16.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов14304
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях значительный задел в развитии квалиметрии и реализации квалиметрического подхода осуществлен Г.С. Жуковой, В.В. Комаровой, В.В. Спасенниковым, К.Ю. Андросовым, Е.Г. Матвиевской, А.А. Муратовой при разработке методик оценки непрерывного образования, дополнительного профессионального образования, деятельности специальной социальной сферы, эффективности научной деятельности, развития системы сопровождения педагога. Значительный вклад в становление квалиметрии внесли Г.Г. Азгальдов и А.В. Гличев, подчеркнувшие роль новой науки как новой самостоятельной отрасли научных знаний [1].
2 Для квалиметрического подхода характерно его многофункциональное проявление при разработке методик оценки педагогической деятельности. Так, Е.В. Комарова выделяет следующие основные функции данного подхода: обеспечение объективной информации о состоянии образовательной системы (диагностическая функция), определение результатов тестирования, обеспечение обратной связи (аналитическая функция), использование выявленных результатов учебных достижений для конструирования специальных условий для реализации решений (управленческая функция), оценка сформированности или развития профессиональных компетенций, соответствия новым квалификационным требованиям (профессионально-стандартизирующая функция), анализ дефицитов в образовании конкретного педагога, индивидуализация и персонализация образовательного маршрута (развивающая функция), содействие в осуществлении карьерного планирования, прогнозирование и управление развитием образовательных систем (прогностическая функция), развитие профессиональной и социальной мобильности (конструктивно-преобразовательная функция) [2].
3 Применительно к муниципальной системе реализация квалиметрического подхода имеет специфику и предполагает анализ ее особенностей. Как подчеркивает В.П. Панасюк, в ее основе лежит политеоретический комплекс новейших разработок в области педагогики, психологии, квалитологии, менеджмента. Ученым выдвигается ряд принципов и условий развития муниципальной системы:
  • повышение значимости непрерывного образования;
  • приоритетность образования в условиях инновационного развития муниципалитета;
  • модернизация сетевого взаимодействия институтов образования с обществом и работодателями;
  • управление инновационными преобразованиями в образовательных системах [3].
4 Рядом ученых были рассмотрены вопросы инновационного развития муниципальных образовательных систем на основе проектно-квалитативного подхода. Например, О.В. Ковальчук предлагает модели инновационных образовательных структур на территории муниципалитета с применением вариативных процессов мониторинга развития данных систем с позиций квалитологии [4].

всего просмотров: 339

Оценка читателей: голосов 0

1. Азгальдов Г. Г., Гличев А. В. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. 2007. № 4. С. 62-63.

2. Комарова Е. В. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: автореф. дис…. д-ра пед. наук. М., 2012. 42 с.

3. Панасюк В. П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования в Ленинградской области: учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2011. 122 с.

4. Ковальчук О. В. Основные идеи, принципы и положения модели муниципальной образовательной системы, ориентированной на качественные параметры развития. СПб.: АСТЕРИОН, 2008. С. 34-40.

5. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2007. 238 с.

6. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Развитие муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых: монография. СПб.: ЛОИРО, 2015. 232 с.

7. Модель региональной системы оценки качества образования Кировской области (модель РСОКО) [Электронный ресурс]. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/01/rsoko.pdf (дата обращения 17.01.2022. )

8. Резинкина Л. В. Концептуальные основания и технологии проектирования муниципальной системы непрерывного образования взрослых: дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2016. 238 с.

9. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Моштаков А. А. Квалиметрический подход к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: управленческий аспект // Человек и образование. 2021. № 4. С. 23-31.

10. Резинкина Л. В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2017. 246 с.

11. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров // Человек и образование. 2019. № 1(58). С. 72-76.

12. Вершловский С. Г. Образование в современном мире: словарь категорий. СПб.: ЛОИРО, 2010. 162 с.

13. Монахова Л. Ю., Панфилова Л. Г. Открытость и доступность – стратегические ориентиры развития системы повышения квалификации педагогов в условиях цифровой экономики // Человек и образование. 2020. №3(64). С. 27-32.

14. Мартишина Н. В., Гречушкина Н. В. Цифровизация образования: вызовы и требования к педагогу // Образование и общество. 2022. № 1(132). С. 3-10.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх