Педагогическое образование в университете: от единого стандарта к методическому многообразию

 
Код статьиS181570410020692-6-1
DOI10.54884/S181570410020692-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор департамента международного сотрудничества
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Заведующий кафедрой технологического и художественного образования
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: директор
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы142-154
Аннотация

В статье обсуждаются проблемы современного высшего педагогического образования в контексте Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования, представленной на заседании Совета Российского Союза ректоров в июне 2021 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Показано влияние на развитие российского высшего педагогического образования тенденций стандартизации, связанной с централизацией системы высшего образования, и демократизации, отражающей процесс автономизации вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов. Предложены пути развития интернационализации педагогического образования в вузах России с учетом осложнения геополитической ситуации в современном мире. Рассмотрены особенности воспитательной работы в вузе, которая в условиях информационного многообразия направлена на формирование у студентов информационной и гражданской культуры, позволяющей снизить негативное влияние различных источников информации, размещенных в сети Интернет, на процесс развития личности молодых людей, становления их гражданской позиции. В статье приводятся результаты эмпирического исследования влияния стандартизации педагогического образования на индивидуальный стиль и творческую самореализацию преподавателей вуза в профессиональной деятельности. Обосновывается, что единство требований к осуществлению подготовки будущих педагогов в вузе должно сочетаться с творческим подходом преподавателей к организации образовательного процесса в высшей школе, его методическому и технологическому многообразию в контексте академической свободы научно-педагогических работников и автономии университетов.

Ключевые словадекларация реализации программ педагогического образования, стандартизация и демократизация высшего педагогического образования, гражданское образование студентов вуза, методическое и технологическое многообразие в университете, интернационализация педагогического образования
Источник финансированияНаучно-исследовательская работа выполнена в рамках грантового проекта РНФ №22-28-01317 «Возможности и риски интернационализации регионального университета в реальном и виртуальном образовательном пространстве».
Получено16.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов35015
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. На заседании Совета Российского Союза ректоров, которое состоялось в июне 2021 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, был представлен проект Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования. Декларация была разработана рабочей группой, в состав которой входили представители Минобрнауки, Минпросвещения, ведущие эксперты в области педагогического образования. Заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев охарактеризовал Декларацию как «рамочный, но очень важный документ для всей системы педагогического образования, задающий общий вектор развития, с одной стороны, а с другой – требующий выверенных согласованных механизмов реализации». По его мнению, в настоящее время происходят значительные изменения нормативной рамки регулирования высшего образования, в том числе педагогического, которые непосредственно влияют на формирование новых механизмов реализации образовательной политики [1].
2 На заседании Совета, в котором приняли участие более 300 ректоров вузов России, прошло активное обсуждение основных тезисов представленной Декларации. Однако многие положения, сформулированные в данном документе, до сих пор являются предметом научной дискуссии в педагогическом сообществе, которая дала авторам импульсы для размышления по проблеме стандартизации педагогического образования.
3 Одним из главных посылов Декларации является обеспечение принципов единства требований и гарантий в реализации вузами программ высшего образования педагогической направленности. Исходя из этого предлагается гарантировать единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей. При этом особое внимание обращается на общность базовой части его содержания, с учетом экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей. В этом случае возникает вопрос, как соблюсти баланс между сохранением единого образовательного пространства и методическим многообразием при организации образовательного процесса. Иными словами, речь идет о противоположности и диалектическом единстве двух тенденций, которые на различных исторических этапах оказывали влияние на развитие педагогического образования как в России, так и за рубежом. Таковыми тенденциями являются: тенденция стандартизации, связанная с централизацией системы высшего образования, и тенденция демократизации, отражающая процесс автономизации вузов, осуществляющих подготовку педагогов.
4 В конце ХХ – начале ХХI в. как в России, так в странах Запада преобладающей становится тенденция стандартизации педагогического образования, когда его развитие не зависит от индивидуального профессионального стиля и методического репертуара преподавателя, его персональных принципов отбора содержания, поскольку стандарты носят открытый характер и доступны широкой общественности. По мнению Е.А.Пазенко, развитие тенденции стандартизации было связано с потребностью в новом типе учителя, способного не просто передавать знания, а обучать способам решения задач, работать с личностью, обеспечивая её развитие на основе научных знаний. Для этого потребовалась профессионализация учительского труда, повышение его статуса с уровня ремесла, прикладной работы с рутинными операциями до уровня профессии, связанной с особым типом практической деятельности [2]. О.Х. Мирошникова отмечает, что под образованием, основанным на стандартах, понимают ориентацию на достижение системы образовательных результатов, выраженных в форме стандартизированных требований, имеющих нормативный характер [3].

всего просмотров: 243

Оценка читателей: голосов 0

1. Педагогические кадры – основа развития образования и науки [Электронный ресурс] // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. URL: https://www.msu.ru/news/pedagogicheskie-kadry-osnova-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki.html (дата обращения: 30.04.2022).

2. Пазенко Е. А. Стандартизация педагогического образования в России и профессиональное развитие педагогов. Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей и докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию высшего образования и 110-летию педагогического образования на Дальнем Востоке, Уссурийск, 20 декабря 2019 года / сост. Е. В. Глухих. Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2019. С.64-70.

3. Мирошникова О. Х. Образование, основанное на стандартах [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2015. 2(10). URL: http://LLL21.petrsu.su (дата обращения: 30.04.2022)

4. Менеджмент и организационное развитие высшей школы: учебное пособие /под общ. ред. М. Н. Певзнера. Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2012. 528 с.

5. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 953-966.

6. Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития: монография. / М. Н. Певзнер [и др.]; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2021. 206 с.

7. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Ушанова И. А. Гражданское образование учащейся молодежи: диалоговый подход // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1(61). С. 17-28.

8. Троянская С. Л. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №2. С. 255-261.

9. Аналитический обзор [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782 (дата обращения: 29.04.2022).

10. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие / Е. В. Астапова [и др.]. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх