Pedagogical education at the university: from a single standard to methodological diversity

 
PIIS181570410020692-6-1
DOI10.54884/S181570410020692-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director of the International Relations Department
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Head of the Department of Technological and Art Education
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Director
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages142-154
Abstract

The article discusses the problems of modern higher pedagogical education in the context of the Declaration of the basic principles of the implementation of pedagogical education programs by higher educational institutions, presented at the meeting of the Council of the Russian Union of Rectors in June 2021 at Lomonosov Moscow State University. The article shows the influence of tendencies of standardization associated with the centralization of the higher education system on the development of Russian higher pedagogical education as well as the trend of democratization, reflecting the process of autonomization of universities that train future teachers. The ways of development of pedagogical education internationalization in Russian universities are proposed, taking into account the complication of the geopolitical situation in the modern world. The features of educational work at the university are considered, which, in the conditions of information diversity is aimed at forming information and civic culture among students, which allows reduction of the negative impact of various sources of information placed on the Internet, on the process of personality development of young people, the formation of their civic position. The article presents the results of an empirical study of the influence of standardization of pedagogical education on individual style and creative self-realization of university teachers in their professional activities. It is proved that the unity of requirements for future teachers training at the university should be combined with the creative approach of teachers to the organization of the educational process in higher education, its methodological and technological diversity in the context of academic freedom of scientific and pedagogical staff and the autonomy of universities.

Keywordsdeclaration of the implementation of pedagogical education programs, standardization and democratization of higher pedagogical education, civic education of university students, methodological and technological diversity at the university, internationalization of pedagogical education
AcknowledgmentThis work is supported by the Russian Science Foundation under grant no. 22-28-01317 "Opportunities and risks of internationalization of a regional university in real and virtual educational space".
Received16.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters35015
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. На заседании Совета Российского Союза ректоров, которое состоялось в июне 2021 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, был представлен проект Декларации основных принципов реализации высшими учебными заведениями программ педагогического образования. Декларация была разработана рабочей группой, в состав которой входили представители Минобрнауки, Минпросвещения, ведущие эксперты в области педагогического образования. Заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьев охарактеризовал Декларацию как «рамочный, но очень важный документ для всей системы педагогического образования, задающий общий вектор развития, с одной стороны, а с другой – требующий выверенных согласованных механизмов реализации». По его мнению, в настоящее время происходят значительные изменения нормативной рамки регулирования высшего образования, в том числе педагогического, которые непосредственно влияют на формирование новых механизмов реализации образовательной политики [1].
2 На заседании Совета, в котором приняли участие более 300 ректоров вузов России, прошло активное обсуждение основных тезисов представленной Декларации. Однако многие положения, сформулированные в данном документе, до сих пор являются предметом научной дискуссии в педагогическом сообществе, которая дала авторам импульсы для размышления по проблеме стандартизации педагогического образования.
3 Одним из главных посылов Декларации является обеспечение принципов единства требований и гарантий в реализации вузами программ высшего образования педагогической направленности. Исходя из этого предлагается гарантировать единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей. При этом особое внимание обращается на общность базовой части его содержания, с учетом экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей. В этом случае возникает вопрос, как соблюсти баланс между сохранением единого образовательного пространства и методическим многообразием при организации образовательного процесса. Иными словами, речь идет о противоположности и диалектическом единстве двух тенденций, которые на различных исторических этапах оказывали влияние на развитие педагогического образования как в России, так и за рубежом. Таковыми тенденциями являются: тенденция стандартизации, связанная с централизацией системы высшего образования, и тенденция демократизации, отражающая процесс автономизации вузов, осуществляющих подготовку педагогов.
4 В конце ХХ – начале ХХI в. как в России, так в странах Запада преобладающей становится тенденция стандартизации педагогического образования, когда его развитие не зависит от индивидуального профессионального стиля и методического репертуара преподавателя, его персональных принципов отбора содержания, поскольку стандарты носят открытый характер и доступны широкой общественности. По мнению Е.А.Пазенко, развитие тенденции стандартизации было связано с потребностью в новом типе учителя, способного не просто передавать знания, а обучать способам решения задач, работать с личностью, обеспечивая её развитие на основе научных знаний. Для этого потребовалась профессионализация учительского труда, повышение его статуса с уровня ремесла, прикладной работы с рутинными операциями до уровня профессии, связанной с особым типом практической деятельности [2]. О.Х. Мирошникова отмечает, что под образованием, основанным на стандартах, понимают ориентацию на достижение системы образовательных результатов, выраженных в форме стандартизированных требований, имеющих нормативный характер [3].

views: 240

Readers community rating: votes 0

1. Pedagogicheskie kadry – osnova razvitiya obrazovaniya i nauki [Ehlektronnyj resurs] // Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M. V. Lomonosova. URL: https://www.msu.ru/news/pedagogicheskie-kadry-osnova-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki.html (data obrascheniya: 30.04.2022).

2. Pazenko E. A. Standartizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i professional'noe razvitie pedagogov. Natsional'nye prioritety sovremennogo rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh statej i dokladov XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyaschennoj 120-letiyu vysshego obrazovaniya i 110-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke, Ussurijsk, 20 dekabrya 2019 goda / sost. E. V. Glukhikh. Ussurijsk: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, 2019. S.64-70.

3. Miroshnikova O. Kh. Obrazovanie, osnovannoe na standartakh [Ehlektronnyj resurs] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2015. 2(10). URL: http://LLL21.petrsu.su (data obrascheniya: 30.04.2022)

4. Menedzhment i organizatsionnoe razvitie vysshej shkoly: uchebnoe posobie /pod obsch. red. M. N. Pevznera. Dnepropetrovsk: Izd-vo DNU, 2012. 528 s.

5. Osipov A. M. Byuropatologiya i bumazhnyj pressing v rossijskom obrazovanii. // Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya. 2020. T. 20. № 4. S. 953-966.

6. Grazhdanskoe obrazovanie molodezhi v usloviyakh informatsionnogo mnogoobraziya: kontseptsii, modeli, tendentsii razvitiya: monografiya. / M. N. Pevzner [i dr.]; pod obsch. red. M. N. Pevznera, P. A. Petryakova. Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2021. 206 s.

7. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Ushanova I. A. Grazhdanskoe obrazovanie uchaschejsya molodezhi: dialogovyj podkhod // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. 2022. № 1(61). S. 17-28.

8. Troyanskaya S. L. Razvitie mediakompetentnosti studentov v uchebnoj deyatel'nosti // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika». 2017. №2. S. 255-261.

9. Analiticheskij obzor [Ehlektronnyj resurs] // VTsIOM. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782 (data obrascheniya: 29.04.2022).

10. Organizatsiya deyatel'nosti psikhologo-pedagogicheskikh klassov: uchebno-metodicheskoe posobie / E. V. Astapova [i dr.]. M.: Akademiya Minprosvescheniya Rossii, 2021. 392 s.

Система Orphus

Loading...
Up