Risks of personality adaptation in the context of education digitalization

 
PIIS181570410020620-7-1
DOI10.54884/S181570410020620-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the World Cultural Heritage Department
Affiliation: Kazan (Volga Region) Federal University
Address: Russian Federation, Kazan
Journal nameMan and Education
Edition
Pages113-118
Abstract

Digitalization of education is an objective and irreversible process. It carries a lot of positive changes, but at the same time it has a risk field. In a psychological aspect, these risks are associated with the process of adapting a person to the conditions of a new digital educational environment. The relevance of the topic of the article is due to the need to predict these risksand mitigate their consequences for the individual.

Keywords digitalization of education, educational environment, adaptation, personality, risk, factor
Received09.06.2022
Publication date09.06.2022
Number of characters14283
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Цифровизация образования – процесс объективный и необратимый. Вместе с предоставляемыми технологическими преимуществами она порождает и множество психологических рисков, грозящих дезадаптации личности. Готовность к таким рискам выступает основой для формирования устойчивости личности в цифровой образовательной среде. В данной статье речь пойдет о рисках и возможностях адаптации личности в условиях цифровизации образовательной среды. Понятийное поле данного вопроса состоит из нескольких базовых понятий: цифровизация; адаптация и адаптационный потенциал личности; безопасная психологическая среда; риски адаптации.
2 Теоретические и практические вопросы развития цифровизации образования достаточно широко представлены как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В обеих группах источников фиксируются и положительные возможности цифровизации как глобального процесса, и потенциальные вызовы, риски и угрозы личности и обществу. Система образования, по мнению авторов, является наиболее чувствительной к происходящим в ней изменениям и внедрению цифровых технологий. Однако при умелом подходе она имеет перспективу принести много преимуществ участникам [15, 19].
3 В монографии Н. Селвина исследуется связь между цифровыми технологиями и ростом бюрократизации современного университета. Автор изучает и прогнозирует тенденции и пути, которыми возможно изменить негативные процессы [17].
4 В статьях зарубежных авторов проблематизируются вопросы подготовки кадров для управления процессами развития цифровой среды в образовании [18]. Вполне актуальными являются также исследования, затрагивающие тематику неравного доступу к образованию в условиях цифровизации [16]. Другим проблемным аспектом изучения служит вопрос о качестве цифровой среды и ресурсов для обеспечения качественного образования [20].
5 Зарубежные авторы отмечают, что цифровизация процесса образования неизбежно подвержена рискам, среди которых, помимо уже отмеченных, называются проблема выбора и сохранения информационных ресурсов в процессе их оцифровки; управление конфликтами интересов при представлении интеллектуальной собственности в цифровом информационном поле; нахождение баланса между реальностью и ее отображением в цифровом пространстве и другие [14].
6 Понятие, требующее концептуальной ясности в рамках данной статьи, – «безопасная психологическая среда». Безопасность личности означает прежде всего отсутствие реальных угроз ее существованию и деятельности. Безопасная среда есть комфортная среда обитания, где риски минимальны, она отражает качество состояния этой среды [6, с. 178-180]. При многогранности понятия «безопасность» в процессе цифровизации образования наиболее интересен и важен аспект психологической безопасности среды [8, с. 133-145; 9]. Психологическая безопасность означает, что при удовлетворении своих социальных потребностей в образовании человек не испытывает психологического дискомфорта – от процесса общения, использования цифровых технологий, от выстраивания коммуникаций с другими субъектами образовательного процесса, от способа получения новой информации и знаний. В совокупности все это обеспечивает уверенность человека в своих силах и формирует готовность взаимодействовать в цифровой среде.

views: 296

Readers community rating: votes 0

1. Karpukhina A. M., Rozov V. I. Ehkspress-otsenka adaptivnosti v ehkstremal'nykh usloviyakh. – K.: Znanie, 2013. – 18 s.

2. Korel' L. V. Sotsiologiya adaptatsii: Voprosy teorii, metodologii i metodiki. – Novosibirsk, 2005. – 223 s.

3. Kosyrev V. N. Metodologiya, sostoyanie i perspektivy issledovaniya problemy lichnostnogo potentsiala // Sotsial'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy. –2011.– №5-6 (027-028). – S. 358-362.

4. Leont'ev D. A. Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyj potentsial kak osnova samodeterminatsii // Uchenye zapiski kafedry obschej psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova. Vyp.1. / pod red. B.S. Bratusya, D.A. Leont'eva. – M.: Smysl, 2002. – S. 56-65.

5. Nalchadzhyan A. A. Psikhologicheskaya adaptatsiya. Mekhanizmy i strategii. – Erevan. 2010. – 478 s.

6. Petrenko A. Bezopasnost' v kommunikatsii delovogo cheloveka. – M., 1994.– 210 s.

7. Risk: issledovaniya i sotsial'naya praktika / otv. red. A. V. Mozgovaya. – M., 2011. – 237 s.

8. Roschin S. K., Sosnin V. A. Psikhologicheskaya bezopasnost': novyj podkhod k bezopasnosti cheloveka, obschestva i gosudarstva // Rossijskij monitor. – 1995. – № 6. – S. 133–145.

9. Symanyuk Eh. Eh. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy. – Perm': Ural'skij GU, 2005. – 80 s.

10. Khajrutdinov R. R., Panchenko O. L., Mukhametzyanova F.G. Naukotvorcheskij potentsial studentov: k probleme kontseptualizatsii ponyatiya [Ehlektronnyj resurs] // Mir psikhologii. 2019. № 2(98). S. 245-255. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41311527 (data obrascheniya: 18.03.2020)

11. Sharendo E. A. Ustojchivoe razvitie i problemy adaptatsii. // SOCIOLOGIE CLOVEKA. – 2018. – №1. – S. 7-10.

12. Ehksakusto T. V., Duganova Yu. K. Razvitie lichnostnogo potentsiala sub'ektov psikhologicheskoj bezopasnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013. – №6. – S.836-841.

13. Coyle K. Mass Digitization of Books // Journal of Academic Librarianship, 2006. № 32(6). Pp. 641-645.

14. Dahlström M., Doracic A. Digitization Education // D-Lib Magazine. 2009. Vol. 15. №. 3/4. Pp. 1082-9873.

15. Dimitrova V. Digitization of Education in the Field of Security. In: International Conference on High Technology for Sustainable Development (HiTech). Sofia. 2018. pp. 1-3.doi: 10.1109/HiTech.2018.8566554 URL: http://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=8566554&isnumber=8566240 (data obrascheniya: 10.03.2020)

16. Jha N., Shenoy V. Digitization of Indian education process: A hope or hype // IOSR Journal of Business and Management. 2016. Vol. 18. №. 10. Pp. 131-139.

17. Selwyn N. Digital technology and the contemporary university: Degrees of digitization. Routledge, 2014. 312 p.

18. Tibbo H. R. Digital curation education and training: from digitization to graduate curricula to MOOCs. 2015. URL: http://www.ijdc.net/index.php/ijdc/article/view/10.1.144 (data obrascheniya: 12.03.2020)

19. West D. M. Digital schools: How technology can transform education. Brookings Institution Press, 2012. 246 p.

20. Yılmaz B. et al. Distance education on digitization: evaluation of an application in Turkey // Aslib Proceedings. Emerald Group Publishing Limited. 2013.

Система Orphus

Loading...
Up