Риски адаптации личности в условиях цифровизации образования

 
Код статьиS181570410020620-7-1
DOI10.54884/S181570410020620-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры всемирного культурного наследия
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы113-118
Аннотация

В статье  показано, что цифровизация образования несет в себе много позитивных изменений, но также обладает и полем рисков, которые в  психологическом плане связаны с процессом адаптации личности к условиям новой цифровой образовательной среды. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью прогнозирования данных рисков, предупреждения и смягчения их последствий для личности. 

Ключевые словацифровизация образования, образовательная среда, адаптация, личность, риск, фактор
Получено09.06.2022
Дата публикации09.06.2022
Кол-во символов14283
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Цифровизация образования – процесс объективный и необратимый. Вместе с предоставляемыми технологическими преимуществами она порождает и множество психологических рисков, грозящих дезадаптации личности. Готовность к таким рискам выступает основой для формирования устойчивости личности в цифровой образовательной среде. В данной статье речь пойдет о рисках и возможностях адаптации личности в условиях цифровизации образовательной среды. Понятийное поле данного вопроса состоит из нескольких базовых понятий: цифровизация; адаптация и адаптационный потенциал личности; безопасная психологическая среда; риски адаптации.
2 Теоретические и практические вопросы развития цифровизации образования достаточно широко представлены как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В обеих группах источников фиксируются и положительные возможности цифровизации как глобального процесса, и потенциальные вызовы, риски и угрозы личности и обществу. Система образования, по мнению авторов, является наиболее чувствительной к происходящим в ней изменениям и внедрению цифровых технологий. Однако при умелом подходе она имеет перспективу принести много преимуществ участникам [15, 19].
3 В монографии Н. Селвина исследуется связь между цифровыми технологиями и ростом бюрократизации современного университета. Автор изучает и прогнозирует тенденции и пути, которыми возможно изменить негативные процессы [17].
4 В статьях зарубежных авторов проблематизируются вопросы подготовки кадров для управления процессами развития цифровой среды в образовании [18]. Вполне актуальными являются также исследования, затрагивающие тематику неравного доступу к образованию в условиях цифровизации [16]. Другим проблемным аспектом изучения служит вопрос о качестве цифровой среды и ресурсов для обеспечения качественного образования [20].
5 Зарубежные авторы отмечают, что цифровизация процесса образования неизбежно подвержена рискам, среди которых, помимо уже отмеченных, называются проблема выбора и сохранения информационных ресурсов в процессе их оцифровки; управление конфликтами интересов при представлении интеллектуальной собственности в цифровом информационном поле; нахождение баланса между реальностью и ее отображением в цифровом пространстве и другие [14].
6 Понятие, требующее концептуальной ясности в рамках данной статьи, – «безопасная психологическая среда». Безопасность личности означает прежде всего отсутствие реальных угроз ее существованию и деятельности. Безопасная среда есть комфортная среда обитания, где риски минимальны, она отражает качество состояния этой среды [6, с. 178-180]. При многогранности понятия «безопасность» в процессе цифровизации образования наиболее интересен и важен аспект психологической безопасности среды [8, с. 133-145; 9]. Психологическая безопасность означает, что при удовлетворении своих социальных потребностей в образовании человек не испытывает психологического дискомфорта – от процесса общения, использования цифровых технологий, от выстраивания коммуникаций с другими субъектами образовательного процесса, от способа получения новой информации и знаний. В совокупности все это обеспечивает уверенность человека в своих силах и формирует готовность взаимодействовать в цифровой среде.

всего просмотров: 291

Оценка читателей: голосов 0

1. Карпухина А. М., Розов В. И. Экспресс-оценка адаптивности в экстремальных условиях. – К.: Знание, 2013. – 18 с.

2. Корель Л. В. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики. – Новосибирск, 2005. – 223 с.

3. Косырев В. Н. Методология, состояние и перспективы исследования проблемы личностного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. –2011.– №5-6 (027-028). – С. 358-362.

4. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып.1. / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56-65.

5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. – Ереван. 2010. – 478 с.

6. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М., 1994.– 210 с.

7. Риск: исследования и социальная практика / отв. ред. А. В. Мозговая. – М., 2011. – 237 с.

8. Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. – 1995. – № 6. – С. 133–145.

9. Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды. – Пермь: Уральский ГУ, 2005. – 80 с.

10. Хайрутдинов Р. Р., Панченко О. Л., Мухаметзянова Ф.Г. Наукотворческий потенциал студентов: к проблеме концептуализации понятия [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2019. № 2(98). С. 245-255. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41311527 (дата обращения: 18.03.2020)

11. Шарендо Е. А. Устойчивое развитие и проблемы адаптации. // SOCIOLOGIE CLOVEKA. – 2018. – №1. – С. 7-10.

12. Эксакусто Т. В., Дуганова Ю. К. Развитие личностного потенциала субъектов психологической безопасности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С.836-841.

13. Coyle K. Mass Digitization of Books // Journal of Academic Librarianship, 2006. № 32(6). Pp. 641-645.

14. Dahlström M., Doracic A. Digitization Education // D-Lib Magazine. 2009. Vol. 15. №. 3/4. Pp. 1082-9873.

15. Dimitrova V. Digitization of Education in the Field of Security. In: International Conference on High Technology for Sustainable Development (HiTech). Sofia. 2018. pp. 1-3.doi: 10.1109/HiTech.2018.8566554 URL: http://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=8566554&isnumber=8566240 (дата обращения: 10.03.2020)

16. Jha N., Shenoy V. Digitization of Indian education process: A hope or hype // IOSR Journal of Business and Management. 2016. Vol. 18. №. 10. Pp. 131-139.

17. Selwyn N. Digital technology and the contemporary university: Degrees of digitization. Routledge, 2014. 312 p.

18. Tibbo H. R. Digital curation education and training: from digitization to graduate curricula to MOOCs. 2015. URL: http://www.ijdc.net/index.php/ijdc/article/view/10.1.144 (дата обращения: 12.03.2020)

19. West D. M. Digital schools: How technology can transform education. Brookings Institution Press, 2012. 246 p.

20. Yılmaz B. et al. Distance education on digitization: evaluation of an application in Turkey // Aslib Proceedings. Emerald Group Publishing Limited. 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх