Особенности ценностного отношения подростков к военной службе в различных типах кадетских образовательных учреждениях

 
Код статьиS181570410020616-2-1
DOI10.54884/S181570410020616-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования
Аффилиация: ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы92-98
Аннотация

Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе как возможности профессиональной самореализации остается актуальным. В настоящее время в системе отечественного образования появились кадетские школы и кадетские классы, что свидетельствует о востребованности опыта кадетского образования. В связи с этим изучение ценностного отношения учащихся кадетских школ и классов к военной службе представляется нам интересным. В статье представлены результаты изучения оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения к военной службе кадет военных учебных заведений и учащихся кадетских классов общеобразовательных школ с помощью методики субъективной оценки межличностных отношений. Проведенное нами сравнение показателей напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии в межличностных отношениях в группах подростков зависит от типа кадетского образовательного учреждения.

Ключевые словаценностное отношение, межличностные отношения, кадетская школа, военная служба, профессиональное самоопределение
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов12782
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Ценностные отношения находятся в фокусе внимания наук о человеке. Без подробного рассмотрения системы ценностей невозможно полноценное изучение мотивов поведения, процессов самоактуализации, выбора образа жизни, этической позиции, эстетических предпочтений, системы межличностной коммуникации и многого другого.
2 Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе остается актуальным. Вооруженные силы – незаменимый инструмент становления государства, поэтому процесс их совершенствования в современных условиях требует воспитания личности военнослужащих, для которых служба Отечеству на военном поприще имеет особое значение.
3 В различных педагогических концепциях развитию ценностных отношений учащихся уделяется достаточно внимания. Подросток воспринимает мир, взаимодействует с ним, оценивает свои личные качества и получает возможность удовлетворить необходимость самосовершенствования «посредством взрослых людей» [14, с.245]. Взаимодействие подростка с другими людьми, которые являются представителями разных социальных групп, представляет собой социальную систему, в которой происходит процесс становления социальных качеств личности и развитие её системы ценностей.
4 Важная роль в формировании и становлении системы ценностных отношений человека традиционно отводится социально-образовательным институтам. Фундамент личности, основы мировоззрения, базовые социальные установки, многообразные отношения с окружающим миром закладываются в подростковом возрасте и юности, когда проявляется наибольшая сензитивность к развитию профессионально важных качеств военнослужащего [7]. Положение подростка в системе социальных и межличностных отношений определяет ситуацию его развития, систему ожиданий и требований, «идеальную форму развития» [13]. Это возраст, когда интенсивно увеличивается количество и разнообразие видов деятельности, и в результате усложняется социальная ситуация развития. Значимой сферой жизни большинства современных подростков остается их общение и обучение в образовательном учреждении.
5 Результаты изучения особенностей общения подростков в группе, описанные в работах, посвященных групповым процессам, свидетельствуют о влиянии группы сверстников на мотивацию, восприятие, выбор способов решения проблем, поведение, демонстрацию чувств подростка [9]. Влияние группы сверстников на процесс социализации подростка имеет колоссальное значение. При достижении определенного этапа развития подростковый коллектив в условиях образовательной организации начинает функционировать как субъект воспитания, действует общественное мнение, начинают работать традиции коллективной жизни. По справедливому замечанию Н.Ф.Головановой, классные коллективы в школе не часто достигают этого этапа развития [3].

всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности // Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. С.105.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

4. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М.: Белый берег, 2005. 263 с.

5. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений: руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. 54 с.

6. О кадетском образовании в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 20.04.2021 г. № 167 - 39 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов . URL: https://docs.cntd.ru/document/603345561 (дата обращения: 20.04.2021 ).

7. Куксов А. Ю. Моделирование процесса формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов учебных военных центров // Человек и образование. 2018. № 4 (57) С.60.

8. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003. 312 с.

9. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений /под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

11. Петронюк И. С. Педагогическое сопровождение становления ценностного отношения подростков к армии (в условиях кадетского корпуса): дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008.

12. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник. М.: Академия, 2013. 208 с.

13. Садовникова Т. Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы: автореф. дис. … канд.псих.наук. М., 2005. 28 с.

14. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Характеристика процесса развития личности. М.: Флинта, 1999. 627 с.

15. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. 734 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх