Features of adolescents’ value attitude to military service in various types of cadet educational institutions

 
PIIS181570410020616-2-1
DOI10.54884/S181570410020616-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate professor of the department of theory and methods of continuing professional education
Affiliation: State Autonomous Educational Institution of the Leningrad Region «Leningrad State University named after A.S. Pushkin»
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages92-98
Abstract

The study of the value attitude of citizens to the protection of the Fatherland and military service, as an opportunity for professional self-realization, remains relevant. Currently, cadet schools and cadet classes have appeared in the national education system, which indicates the demand for the experience of cadet education. In this regard, the study of the value attitude of students of cadet schools and classes to military service seems interesting to us. The article presents the results of studying the evaluation-orientation component of the value attitude to military service of cadets of military educational institutions and students of cadet classes of secondary schools using the methodology of subjective assessment of interpersonal relationships. As we have shown, the comparison of indicators of tension, alienation, conflict and aggression in interpersonal relationships in groups of adolescents depends on the type of cadet educational institution.

Keywordsvalue attitude, interpersonal relations, cadet school, military service, professional self-determination
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters12782
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Ценностные отношения находятся в фокусе внимания наук о человеке. Без подробного рассмотрения системы ценностей невозможно полноценное изучение мотивов поведения, процессов самоактуализации, выбора образа жизни, этической позиции, эстетических предпочтений, системы межличностной коммуникации и многого другого.
2 Изучение ценностного отношения граждан к защите Отечества и военной службе остается актуальным. Вооруженные силы – незаменимый инструмент становления государства, поэтому процесс их совершенствования в современных условиях требует воспитания личности военнослужащих, для которых служба Отечеству на военном поприще имеет особое значение.
3 В различных педагогических концепциях развитию ценностных отношений учащихся уделяется достаточно внимания. Подросток воспринимает мир, взаимодействует с ним, оценивает свои личные качества и получает возможность удовлетворить необходимость самосовершенствования «посредством взрослых людей» [14, с.245]. Взаимодействие подростка с другими людьми, которые являются представителями разных социальных групп, представляет собой социальную систему, в которой происходит процесс становления социальных качеств личности и развитие её системы ценностей.
4 Важная роль в формировании и становлении системы ценностных отношений человека традиционно отводится социально-образовательным институтам. Фундамент личности, основы мировоззрения, базовые социальные установки, многообразные отношения с окружающим миром закладываются в подростковом возрасте и юности, когда проявляется наибольшая сензитивность к развитию профессионально важных качеств военнослужащего [7]. Положение подростка в системе социальных и межличностных отношений определяет ситуацию его развития, систему ожиданий и требований, «идеальную форму развития» [13]. Это возраст, когда интенсивно увеличивается количество и разнообразие видов деятельности, и в результате усложняется социальная ситуация развития. Значимой сферой жизни большинства современных подростков остается их общение и обучение в образовательном учреждении.
5 Результаты изучения особенностей общения подростков в группе, описанные в работах, посвященных групповым процессам, свидетельствуют о влиянии группы сверстников на мотивацию, восприятие, выбор способов решения проблем, поведение, демонстрацию чувств подростка [9]. Влияние группы сверстников на процесс социализации подростка имеет колоссальное значение. При достижении определенного этапа развития подростковый коллектив в условиях образовательной организации начинает функционировать как субъект воспитания, действует общественное мнение, начинают работать традиции коллективной жизни. По справедливому замечанию Н.Ф.Головановой, классные коллективы в школе не часто достигают этого этапа развития [3].

views: 320

Readers community rating: votes 0

1. Batarshev A. V. Bazovye psikhologicheskie svojstva i professional'noe samoopredelenie lichnosti // Prakticheskoe rukovodstvo po psikhologicheskoj diagnostike. SPb.: Rech', 2005. S.105.

2. Gazman O. S. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: Miros, 2002. 296 s.

3. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitanie rebyonka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij. SPb.: Rech', 2004. 272 s.

4. Gurkovskij V. A. Kadetskie korpusa Rossijskoj imperii. M.: Belyj bereg, 2005. 263 s.

5. Dukhnovskij S. V. Sub'ektivnaya otsenka mezhlichnostnykh otnoshenij: rukovodstvo po primeneniyu. SPb.: Rech', 2006. 54 s.

6. O kadetskom obrazovanii v Sankt-Peterburge: Zakon Sankt-Peterburga ot 20.04.2021 g. № 167 - 39 [Ehlektronnyj resurs] // Ehlektronnyj fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov . URL: https://docs.cntd.ru/document/603345561 (data obrascheniya: 20.04.2021 ).

7. Kuksov A. Yu. Modelirovanie protsessa formirovaniya voenno-professional'noj otvetstvennosti u kursantov uchebnykh voennykh tsentrov // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4 (57) S.60.

8. Levchenko E. V. Istoriya i teoriya psikhologii otnoshenij. SPb.: Aletejya, 2003. 312 s.

9. Lutoshkin A. N. Kak vesti za soboj. M.: Prosveschenie, 1986. 208 s.

10. Myasischev V. N. Psikhologiya otnoshenij /pod red. A. A. Bodaleva. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: MODEhK, 2003. 400 s.

11. Petronyuk I. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya tsennostnogo otnosheniya podrostkov k armii (v usloviyakh kadetskogo korpusa): dis. … kand. ped. nauk. SPb., 2008.

12. Pryazhnikov N. S., Rumyantseva L. S. Samoopredelenie i professional'naya orientatsiya uchaschikhsya: uchebnik. M.: Akademiya, 2013. 208 s.

13. Sadovnikova T. Yu. Nravstvenno-tsennostnye orientatsii podrostkov s razlichnym vospriyatiem moral'noj atmosfery shkoly: avtoref. dis. … kand.psikh.nauk. M., 2005. 28 s.

14. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya vzrosleniya: Kharakteristika protsessa razvitiya lichnosti. M.: Flinta, 1999. 627 s.

15. Shapar' V. B. Slovar' prakticheskogo psikhologa. M.: AST; Khar'kov: Torsing, 2004. 734 s.

Система Orphus

Loading...
Up