Взаимосвязь социально-психологических характеристик затрудненного общения и психологического благополучия студентов педагогического вуза

 
Код статьиS181570410020615-1-1
DOI10.54884/S181570410020615-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант кафедры практической психологии
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы86-91
Аннотация

В данной статье рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблематике затрудненного общения и психологического благополучия личности. Гармоничное межличностное взаимодействие, отсутствие конфликтов и различных барьеров в общении между партнерами названо важнейшей детерминантой психологического благополучия человека. Цель работы заключалась в обнаружении взаимосвязи социально-психологических характеристик затрудненного общения и компонентов психологического благополучия обучающихся психолого-педагогического и гуманитарного факультетов с использованием методик «Социально-психологические характеристики общения» В.А. Лабунской, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, а также метода ранговой корреляции Спирмена. В результате проведенного эмпирического исследования установлено 10 корреляционных связей между социально-психологическими характеристиками затрудненного общения и основными компонентами психологического благополучия у студентов педагогического вуза. Полученные данные могут использоваться преподавателями вузов при разработке соответствующих курсов и методических материалов для работы со студентами.

Ключевые словазатрудненное общение, экспрессивно-речевые трудности, социально-перцептивные трудности, условия общения, навыки взаимодействия, студенты, психологическое благополучие личности
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов8548
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современной психологической науке человек постоянно изучается как субъект разнообразных видов деятельности. Планомерно осуществляется поиск характеристик активности личности, способствующих достижению позитивных изменений как в ней самой, так и в окружающем мире. Зачастую психологи-исследователи акцентируют свое внимание на изучении факторов, влияющих на продуктивность общения человека и его деятельности в целом. В то же время возникающие при этом сложности остаются малоизученными, несмотря на наличие большого интереса, проявляемого к данной проблеме.
2 Согласно многочисленным данным можно отметить существование специфического феномена затрудненного общения, означающего неналаженное, расстроенное, нарушенное, дискомфортное, неэффективное общение и приводящего к возникновению конфликта. С точки зрения В.Н. Куницыной [1], коммуникативные сложности рождаются в первую очередь в сознании собеседников и проявляются через их переживания. Отечественные авторы отмечают главные причины, приводящие к различным сбоям в процессе общения – это и состояние внутреннего напряжения, и недовольство, и тревога, создающие неблагоприятный эмоциональный фон. А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев подчеркивают субъективную природу психологических трудностей, возникающих в процессе коммуникации [2]. Так называемые «субъективные трудности» неизбежно приводят к объективной картине нарушений – недостижению поставленных целей, неполучению ожидаемого результата, неудовлетворению мотивов. По словам Л.А. Петровской, затрудненное общение главным образом детерминируется спецификой человеческой природы и отношений между людьми [3]. Следует отметить, что общение – это «трудный» процесс социально-психологического характера, в котором ставятся и достигаются конкретные задачи посредством речи партнеров, их умения грамотно взаимодействовать, правильного восприятия друг друга, внешних условий.
3 В работе Б.Д. Парыгина [4] указывается на существование психологических барьеров – устойчивых установок, процессов, свойств, состояний, мешающих человеку открыто проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные потенциальные возможности. Наличие данных личностных образований в определенных ситуациях вызывает сбои в общении. Необходимо учитывать также и социально-перцептивную сферу личности, поскольку неправильное восприятие и понимание людьми друг друга, нестабильная самооценка могут являться причиной появления коммуникативных затруднений.
4 Содержательная классификация трудностей в общении представлена в работе В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой, Е.Д. Бреуса [5]. По мнению исследователей, они могут быть иметь объективный либо субъективный характер; осознаваться или не осознаваться человеком; возникать в определенных ситуациях или присутствовать постоянно; зависеть от культурных, возрастных особенностей и т.д. Следовательно, по словам И.П. Шкуратовой [6], каждый аспект общения позволяет выделять новые критерии для классификации причин трудностей в общении.

всего просмотров: 299

Оценка читателей: голосов 0

1. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1991.

2. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Букинист, 1989. 216 с.

4. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология. 1975. Вып. 3.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 288 с.

6. Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюзн. конф. Ростов н/Д., 1990. С.7-10.

7. Полищук Е.С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности // Психологическая наука и образование. 2016. Т.8, № 1. С. 35-44.

8. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94-101.

9. Арендачук И.В. Социально-психологические риски в жизнедеятельности современного студента // Психология и педагогика на современном этапе. 2015. № 6. С. 13-18.

10. Bradburn N. The structure of psychological well – being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. 332 p.

11. Diener E. et al. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125 (2). P. 276-302.

12. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P.719-727.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх