Развитие личности в трудных жизненных обстоятельствах в контексте антропологической парадигмы

 
Код статьиS181570410020612-8-1
DOI10.54884/S181570410020612-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы64-70
Аннотация

В статье заявлена проблема развития личности в трудных жизненных обстоятельствах в формате антропологической парадигмы. Актуализация данной проблематики связана с увеличением количества людей с ограниченными возможностями развития, оценкой их состояния и повышения доступности объектов и услуг в жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как исходная концепция представлен антропологический подход к исследованию, достаточно редко применяемый к решению проблем развития личности в затрудненных условиях, представляющих существенный вызов для её успешной социализации. В статье обращается внимание на раскрытие «закона компенсации», равно необходимого как нормальному, так и осложнённому развитию личности для её способности к самоуправлению собственным развитием и благополучием. Особое внимание в контексте антропологической парадигмы уделяется раскрытию теоретических подходов, таких как герменевтический, онтологический, феноменологический и синергетический, составляющих методологический базис для человекосохранения и раскрывающих сущность «особого человека» как средоточие индивидного, субъектного, личностного, индивидуального и универсального начал. Рассматриваются различные типы отношений современного общества к лицам с инвалидностью, условия взаимодействия «мира здоровых» и «мира больных» и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь. Показаны пути и способы практического воплощения успешного развития личности в процессе преодолении трудных жизненных обстоятельств, а также раскрыто позитивное целеполагание инклюзивного образования, обеспечивающего полноценное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество социального прогресса. 

Ключевые словаантропологическая парадигма, трудные жизненные обстоятельства, инклюзивное образование, условия успешной социализации, развитие «особенной» личности
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов16899
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность и своевременность исследования обусловлена социально-экономическими, медицинскими, социокультурными и психолого-педагогическими условиями развития общества. Несмотря на интенсивность развития современной инфраструктуры, всестороннее оптимальное развитие личности человека и человечества, значительно увеличивается количество людей с ограниченными возможностями здоровья. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года и в «Государственной программе «Доступная среда» до 2025 года» определены следующие задачи: оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможности здоровья; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан; модернизация системы медико-социальной экспертизы. Однако при всем этом данных проблем в современном обществе не становится меньше.
2 Когда-то выдающегося писателя М. Горького спросили о том, как надо писать для детей, и он уверенно ответил, что так же, как для взрослых, но только лучше. Трансформация этого тезиса относительно к заявленному в статье контингенту людей (в том числе детей и подростков) может формулироваться следующим образом: с людьми (детьми) с ограниченными возможностями здоровья необходимо работать и взаимодействовать так же, как и с другими, но только лучше.
3 Исследование и результаты. В контексте антропологической парадигмы как исходной концепции в постановке проблемы, уже господствующей в течение определенного исторического периода в научном сообществе, чрезвычайно редко актуализировались вопросы развития личности в затрудненных условиях её жизнедеятельности. Вместе с тем идея полноценного развития человеческой личности в трудных жизненных обстоятельствах, к которым относятся разные варианты физических, социальных, психических дефектов, представляет собой существенный вызов для развития личности. Однако необходимо заметить, что качество, свойство и личностные особенности не столько формируются благодаря специально организованному окружению, сколько раскрываются вопреки трудным жизненным обстоятельствам. Поэтому, как считает Д.А. Леонтьев, подход к норме как к типичному и к аномалии как к нетипичному в современных условиях утрачивает свой смысл, когда в фокусе исследования находится полноценное развития личности, как «особой», так и нормальной. Данное утверждение отвечает мысли Л.С. Выготского о том, что органический дефект как вариант затруднений в условиях развития есть всего лишь предпосылка для его действительного проявления в качестве «социального вывиха», а препятствие «есть не только главное условие достижения цели, но и непременное условие самого возникновения и существования цели» [1, с. 158].
4 В таком случае наличие препятствия актуализирует (порождает) состояние нужды и необходимости, которые выступают энергетическим источником компенсаторных процессов, поскольку «закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию» [1, с. 10]. И, следуя далее логике Л.С. Выготского, личностные особенности человека есть результат столкновения с препятствиями мира, причём сначала на социальном, а затем на индивидуальном уровне. В данном контексте становится понятным, что инвалидность не может рассматриваться как однозначно детерминирующая проблема, на что ещё в свое время указывал А.Н. Леонтьев, считая, что одни и те же физические особенности могут находиться в разном отношении к самому человеку и по-разному встраиваться в структуру его жизнедеятельности. Но именно сама личность определяет влияние физической инвалидности на её благополучие и психическое здоровье.

всего просмотров: 274

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983.

2. Лебедева А. А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2012. 182 с.

3. Траектория личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского / Леонтьев Д. А. [и др.] // Вопросы образования. 2012. С. 106.

4. Горшкова В. В. Непрерывное образование как способ бытия человека. СПб.: Астерион, 2016. С 132-133.

5. Морозова А. Н. Театральная деятельность как способ социализации людей с ОВЗ // Credo New. 2020. №1(101). С.134.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх