Интернационализация высшего образования в кризисные времена: поиск оптимальной концепции

 
Код статьиS181570410020610-6-1
DOI10.54884/S181570410020610-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой технологического и художественного образования
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Директор департамента международного сотрудничества
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Специалист по связям с общественностью департамента международного сотрудничества
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы40-52
Аннотация

Для поиска оптимальной модели интернационализации высшего образования важно учитывать различные теоретические и практические подходы. Первый подход ориентирован на глобальный характер образования, на понимание университета как международной организации, как мировой фабрики по производству знаний и инноваций, второй – учитывает конкуренцию между университетами и странами, третий – ориентирован на национальные приоритеты и отрицание роли глобализации высшего образования.  Общей чертой этих трех подходов является стремление вузов повысить качество образования и конкурентоспособность своих выпускников. Рост напряжённости на мировой политической арене и попытки ряда стран изолировать Россию от внешнего мира снижают актуальность первого подхода в его исходном понимании. В ходе компаративного и социологического исследований авторы выделяют современные модели интернационализации и анализируют результаты социологического опроса, демонстрирующие готовность студентов к участию в международной деятельности вуза в новых реалиях, их потребности и мотивацию. На основании результатов анализа внутренней и внешней среды авторы выбирают в качестве наиболее актуальной интегративную модель интернационализации, поскольку она сочетает в себе наиболее актуальные характеристики современных подходов к организации международной деятельности университета.

Ключевые словаглобализация, интернационализация высшего образования, интеграция, международное образование, конкуренция университетов, национальные приоритеты, кризисы международных отношений
Источник финансированияНаучно-исследовательская работа выполнена в рамках грантового проекта РНФ №22-28-01317 «Возможности и риски интернационализации регионального университета в реальном и виртуальном образовательном пространстве».
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов31297
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время интернационализация образования является важной стратегией развития университетов в разных странах мира. Она основана на фундаментальных идеях, сформулированных Дж. Найтом и другими зарубежными исследователями, которые определяют интернационализацию высшего образования как процесс международной ориентации университетов, интеграции международного измерения в образовательную, исследовательскую и другие функции университета [1]. В то же время отечественные и зарубежные ученые отмечают наличие множества формулировок, раскрывающих сущность интернационализации высшего образования, а также сложность принятия единого определения ввиду многоаспектности данного процесса и отсутствия единого методологического подхода к исследованию интернационализации как целостного феномена. Исходя из этого Р. Яп Чао-мл. делает вывод: « интернационализация высшего образования превратилась в довольно широкое понятие, обозначающее целый спектр идей и видов деятельности, которые иногда перекрывают друг друга, а иногда друг другу противоречат» [2, с. 8].
2 Такое заключение свидетельствует о необходимости систематизации и научного обоснования представленных в исследованиях дефиниций. Попытку синтезировать и интегрировать знания об интернационализации предприняли Х. де Вит и Ф. Хантер. По мнению авторов, интернационализация высшего образования – целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерения в задачи, функции и методы обучения в сфере высшего образования с целью улучшения качества образования и исследований для всех участников образовательного процесса, а также внесения значимого общественного вклада [3, с. 29]. По мнению М. В. Ларионовой, интернационализацию можно рассмотреть с точки зрения двух аспектов: как процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерений во все аспекты деятельности университета; как инструмент управления вузом, направленный на достижение определенных целей, прежде всего развитие международного образования, укрепление потенциала в преодолении новых вызовов глобализации, достижение всемирно известной репутации [4, с. 8].
3 Среди основных направлений интернационализации высшего образования традиционно выделяют следующие: привлечение иностранных граждан на обучение в национальные вузы, к преподаванию и научным исследованиям в национальных вузах, направление своих граждан на обучение в зарубежные вузы, реальная и виртуальная академическая мобильность, мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, реализация программ академического превосходства, обеспечивающих высокие позиции национальных вузов в международных рейтингах (QS, Times Higher Education и др.), международное институциональное партнерство, академическое и научное сотрудничество через сети и ассоциации, создание стратегических образовательных альянсов, внедрение международных образовательных стандартов, интернационализация учебных планов, разработка иноязычных образовательных программ и осуществление образовательного процесса на иностранном языке, создание мультиязычной образовательной среды, открытое и дистанционное обучение, реализуемое на национальных и международных онлайн-платформах [5].

всего просмотров: 268

Оценка читателей: голосов 0

1. Knight J. Internationalization of Higher education in OECD / ed. by de Wit H. // Quality and Internationalisation in Higher Education. Paris: OECD Publishing, 1999. P. 13-29.

2. Яп Чао-мл. Р. Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм-утилитаризм» // Международное высшее образование. 2015. № 78. С. 7-9.

3. EU Study on Internationalisation of higher education. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/5403 70/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf. (дата обращения: 27.04.2022).

4. Императивы интернационализации / М. В. Ларионова (отв. ред.) [и др.]. М.: Логос, 2013. 420 с.

5. Иноземцева К. М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 145-152.

6. Певзнер М. Н., Ширин А. Г., Грауманн О. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 123-131.

7. Beelen J., Jones E. Redefining internationalization at home // The European Higher Education Area. Between Critical Reflections and Future Policies. Springer, Cham, 2015. P. 59–72.

8. Leask B. Internationalising the curriculum // Abingdon: Routledge, 2015. 210 p.

9. Hudzik J. K., McCarthy J. S. Leading comprehensive internationalization: strategy and tactics for action. Washington DC: NAFSA, 2012. 32 p.

10. Как санкции влияют на российское образование? [Электронный ресурс] // Интернет-издание VC.ru URL: https://vc.ru/education/376339-kak-sankcii-vliyayut-na-rossiyskoe-obrazovanie (дата обращения: 27.04.2022).

11. Прошина З. Г. EIL или EFL? Изменение буквы или новая концепция языкового образования? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 171-186.

12. Попова Н. Г., Бивит Т. А. English as a means of scientific communication: linguistic imperialism or interlingua? [Электронный ресурс] // ИТС. 2017. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/english-as-a-means-of-scientific-communication-linguistic-imperialism-or-interlingua (дата обращения: 27.04.2022).

13. Шевцов Т. И. Формы организации международного образования в условиях глобализации: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.

14. Ван дер Венде М. Политика интернационализации: новые тренды и контрастные парадигмы // Higher Education Policy. 2001. №3 (14). С. 249-253.

15. Неборский Е. В. Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2018. 38 с.

16. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203-210.

17. Шабалин Ю.Е., Вахрушева Е.М. Интернационализация российской системы высшего образования: трансграничное и международное университетское образование // Совет ректоров. 2015. № 1. С. 50-59.

18. Рытов А. В. Интернационализация высшего образования в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Республиканский круглый стол «Реализация инструментов ЕПВО в национальной системе образования», г. Минск, 12.10.2016. URL: http://www.nihe.bsu.by/ images/2016/news/Alexander_Rytov.pdf. (дата обращения: 20.04.2022).

19. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 28.04.2022).

20. Бунятова Ф. Д. Английский язык как lingua franca международной деловой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 4. C. 133-137.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх