Internationalization of higher education in times of crisis: search for the optimal concept

 
PIIS181570410020610-6-1
DOI10.54884/S181570410020610-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Technological and Art Education
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Director of the International Relations Department
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Public Relations Specialist of the International Relations Department
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages40-52
Abstract

In order to find the optimal model of internationalization of higher education in crisis times, it is important to consider various theoretical and practical approaches. The first approach focuses on the global nature of education, on understanding the university as an international organization or as a global factory that produces knowledge and innovation. The second approach focuses on competition between universities and countries. The third approach focuses on national priorities and denies the role of globalization of higher education. A common feature of these three approaches is the desire of universities to improve the quality of education and the competitiveness of their graduates. Growing tensions on the global political arena and attempts to isolate Russia from the outside world reduce the relevance of the first approach in its original sense. The authors of the study conducted comparative and sociological research to define the modern internationalization model and find out whether high school students are prepared to participate in the international activities of the university in the new realities and what motivates them. Based on the results of the analysis of internal and external environment, the authors choose and describe as the most relevant the integrative model of internationalization, as it combines the most topical characteristics of modern approaches to the organization of international activities of the university.

Keywordsglobalization, internationalization of higher education, integration, international education, university competition, national priorities, crises in international relations
AcknowledgmentThis work is supported by the Russian Science Foundation under grant No. 22-28-01317 "Opportunities and risks of internationalization of a regional university in real and virtual educational space".
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters31297
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время интернационализация образования является важной стратегией развития университетов в разных странах мира. Она основана на фундаментальных идеях, сформулированных Дж. Найтом и другими зарубежными исследователями, которые определяют интернационализацию высшего образования как процесс международной ориентации университетов, интеграции международного измерения в образовательную, исследовательскую и другие функции университета [1]. В то же время отечественные и зарубежные ученые отмечают наличие множества формулировок, раскрывающих сущность интернационализации высшего образования, а также сложность принятия единого определения ввиду многоаспектности данного процесса и отсутствия единого методологического подхода к исследованию интернационализации как целостного феномена. Исходя из этого Р. Яп Чао-мл. делает вывод: « интернационализация высшего образования превратилась в довольно широкое понятие, обозначающее целый спектр идей и видов деятельности, которые иногда перекрывают друг друга, а иногда друг другу противоречат» [2, с. 8].
2 Такое заключение свидетельствует о необходимости систематизации и научного обоснования представленных в исследованиях дефиниций. Попытку синтезировать и интегрировать знания об интернационализации предприняли Х. де Вит и Ф. Хантер. По мнению авторов, интернационализация высшего образования – целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерения в задачи, функции и методы обучения в сфере высшего образования с целью улучшения качества образования и исследований для всех участников образовательного процесса, а также внесения значимого общественного вклада [3, с. 29]. По мнению М. В. Ларионовой, интернационализацию можно рассмотреть с точки зрения двух аспектов: как процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерений во все аспекты деятельности университета; как инструмент управления вузом, направленный на достижение определенных целей, прежде всего развитие международного образования, укрепление потенциала в преодолении новых вызовов глобализации, достижение всемирно известной репутации [4, с. 8].
3 Среди основных направлений интернационализации высшего образования традиционно выделяют следующие: привлечение иностранных граждан на обучение в национальные вузы, к преподаванию и научным исследованиям в национальных вузах, направление своих граждан на обучение в зарубежные вузы, реальная и виртуальная академическая мобильность, мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, реализация программ академического превосходства, обеспечивающих высокие позиции национальных вузов в международных рейтингах (QS, Times Higher Education и др.), международное институциональное партнерство, академическое и научное сотрудничество через сети и ассоциации, создание стратегических образовательных альянсов, внедрение международных образовательных стандартов, интернационализация учебных планов, разработка иноязычных образовательных программ и осуществление образовательного процесса на иностранном языке, создание мультиязычной образовательной среды, открытое и дистанционное обучение, реализуемое на национальных и международных онлайн-платформах [5].

views: 266

Readers community rating: votes 0

1. Knight J. Internationalization of Higher education in OECD / ed. by de Wit H. // Quality and Internationalisation in Higher Education. Paris: OECD Publishing, 1999. P. 13-29.

2. Yap Chao-ml. R. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v paradigme «idealizm-utilitarizm» // Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2015. № 78. S. 7-9.

3. EU Study on Internationalisation of higher education. 2015 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/5403 70/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf. (data obrascheniya: 27.04.2022).

4. Imperativy internatsionalizatsii / M. V. Larionova (otv. red.) [i dr.]. M.: Logos, 2013. 420 s.

5. Inozemtseva K. M. Internatsionalizatsiya vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: yazykovaya politika // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 5. S. 145-152.

6. Pevzner M. N., Shirin A. G., Graumann O. Novaya identichnost' vuza v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. №6. S. 123-131.

7. Beelen J., Jones E. Redefining internationalization at home // The European Higher Education Area. Between Critical Reflections and Future Policies. Springer, Cham, 2015. P. 59–72.

8. Leask B. Internationalising the curriculum // Abingdon: Routledge, 2015. 210 p.

9. Hudzik J. K., McCarthy J. S. Leading comprehensive internationalization: strategy and tactics for action. Washington DC: NAFSA, 2012. 32 p.

10. Kak sanktsii vliyayut na rossijskoe obrazovanie? [Ehlektronnyj resurs] // Internet-izdanie VC.ru URL: https://vc.ru/education/376339-kak-sankcii-vliyayut-na-rossiyskoe-obrazovanie (data obrascheniya: 27.04.2022).

11. Proshina Z. G. EIL ili EFL? Izmenenie bukvy ili novaya kontseptsiya yazykovogo obrazovaniya? // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 19, Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2016. № 4. S. 171-186.

12. Popova N. G., Bivit T. A. English as a means of scientific communication: linguistic imperialism or interlingua? [Ehlektronnyj resurs] // ITS. 2017. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/english-as-a-means-of-scientific-communication-linguistic-imperialism-or-interlingua (data obrascheniya: 27.04.2022).

13. Shevtsov T. I. Formy organizatsii mezhdunarodnogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. M., 2010. 24 s.

14. Van der Vende M. Politika internatsionalizatsii: novye trendy i kontrastnye paradigmy // Higher Education Policy. 2001. №3 (14). S. 249-253.

15. Neborskij E. V. Transformatsiya strategij razvitiya universitetov za rubezhom v usloviyakh global'nykh riskov: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. M., 2018. 38 s.

16. Filippov V. M. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya: osnovnye tendentsii, problemy i perspektivy // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. № 3. S. 203-210.

17. Shabalin Yu.E., Vakhrusheva E.M. Internatsionalizatsiya rossijskoj sistemy vysshego obrazovaniya: transgranichnoe i mezhdunarodnoe universitetskoe obrazovanie // Sovet rektorov. 2015. № 1. S. 50-59.

18. Rytov A. V. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v Respublike Belarus' [Ehlektronnyj resurs] // Respublikanskij kruglyj stol «Realizatsiya instrumentov EPVO v natsional'noj sisteme obrazovaniya», g. Minsk, 12.10.2016. URL: http://www.nihe.bsu.by/ images/2016/news/Alexander_Rytov.pdf. (data obrascheniya: 20.04.2022).

19. Prioritetnyj proekt «Razvitie ehksportnogo potentsiala rossijskoj sistemy obrazovaniya» [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (data obrascheniya: 28.04.2022).

20. Bunyatova F. D. Anglijskij yazyk kak lingua franca mezhdunarodnoj delovoj kommunikatsii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2019. № 4. C. 133-137.

Система Orphus

Loading...
Up