Характеристика понятийно-терминологических полей педагогики (по материалам современных научных публикаций)

 
Код статьиS181570410020562-3-1
DOI10.54884/S181570410020562-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры информационных систем в экономике экономического факультета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент кафедры общей и дошкольной педагогики
Аффилиация: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Адрес: Белоруссия, Минск
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы166-174
Аннотация

Описана методика исследования понятийно-терминологических полей по этапам; представлены критерии определения понятийно-терминологических полей современной педагогики; содержится описание организации и результатов исследования характеристик понятийно-терминологических полей педагогики; названы девять понятийно-терминологических полей/ кластеров педагогики, в которых произошли наибольшие изменения, показана динамика частотности слов на примере понятийно-терминологического поля «непрерывное образование».

 

Ключевые словатерминосистема, терминополе педагогики, термин, концепт, методика исследования понятийно-терминологических полей, кластеризация, динамика
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-513-00033.
Получено06.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов25090
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В рамках исследования «Взаимодействие теории и практики образования в условиях обновления тезауруса науки как источника педагогического прогнозирования» решается задача определения взаимовлияния массива научных публикаций на профессиональный тезаурус педагогов и реальной образовательной ситуации на развитие понятийно-терминологических полей. В данной статье представлен один из результатов, а именно характеристика понятийно-терминологических полей педагогики (по материалам современных научных публикаций).
2 Для раскрытия сущности вопроса о понятийно-терминологических полях первоначально рассмотрим методику исследования понятийно-терминологических полей современных научных публикаций по педагогике. Каждый предмет познания обслуживается специфической системой понятий и терминов. Наличие единого понятийно-терминологического аппарата является одним из признаков научности дисциплины. «Научный термин – это языковая единица (слово или словосочетание) преимущественно субстантивного характера, конвенциально соотносящаяся с понятием и предметом профессиональной сферы и служащая для концентрации, фиксирования, хранения и передачи профессиональной информации» [7, с. 27].
3 Совокупность терминов и терминосочетаний, обозначающих специальные понятия конкретной области знания, принято называть терминологией данной научной дисциплины. Для того чтобы представить ее как терминосистему исследуемых терминов и выявить их структурно-семантические взаимоотношения, необходимо вначале определить их организацию по принципу понятийно-терминологического поля, которое понимается как компактная часть словаря, охватывающая понятийную сферу науки педагогики и обладающая особыми отличительными сущностными характеристиками.
4 Для изучения устройства системы языка, в том числе входящих в него терминологических систем, можно применить моделирование терминологических полей, переходящих друг в друга своими периферийными зонами и имеющих многоуровневый характер.
5 В нашем исследовании было установлено, что терминология педагогики отличается большим количеством вариантов и синонимов терминов [11]. Именно поэтому любому ученому-педагогу, пишущему на соответствующую тему, приходится оговаривать свое понимание всех употребляемых им терминов. Полагаем, что термины-синонимы отражают объективный процесс формирования наиболее оптимального по своим признакам научного понятия, проходящего различные этапы своего развития. «Понимание исследователем терминологии текста на уровне, адекватном авторскому, оказывается перед логическим препятствием: для того, чтобы понимать, надо объяснить смысл терминов и уточнить смысловые признаки слов общего языка, но, чтобы их объяснить, следует вначале их понять», – такую особенность восприятия терминов в научных текстах отметила в своей работе И.Ю. Кухно [6].

всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

1. Гринев С.В. Введение в терминоведение. – М.: МГУ-МПУ, 1993. – 309 с.

2. Гринев С.В. Введение в терминографию. 2-е изд. – М.: МГУ, 1996. – 161 с.

3. Доклад аналитической фирмы IDC «Эра данных 2025», 2018. URL: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения: 10.10.2020)

4. Захарчук О.Е. Функционально-семантические особенности понятийно-терминологического поля стилистики: автореф.дис. … канд.филол.наук. – Краснодар, 2008. – 24 с.

5. Казарина С.Г. Типологические характеристики отраслевых терминологий. – Краснодар, 1998. – 276 с.

6. Кухно И.Ю. Терминология – семиотическая система «второго порядка». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-philology-2014-4/3-kukhno.pdf

7. Лемов А.В. Система, структура и функционирование научного термина: На материале русской лингвистической терминологии. – Автореф. дис. … д-ра филол.наук. – Саранск, 2000.– 47 с.

8. Мирский Э. М. Массив публикаций и система научной дисциплины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://courier-edu.ru/pril/posobie/mirdis.htm.

9. Педагогический словарь: Новейший этап развития терминологии / О. Б. Даутова, Н. А. Вершинина, М. Г. Ермолаева, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Крылова, Н. Н. Суртаева, О. Н. Шилова, С. В. Христофоров; под общ. ред. О. Б. Даутовой. – СПб.: КАРО, 2020. – 328 с.

10. Сербиновская Н.В. Формирование и развитие терминологического поля «маркетинг» в русском языке: дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2008. – 236 с.

11. Систематизация педагогического знания: методология исследования терминологии /О.Б. Даутова, Н.А.Вершинина и др. /под общ.ред. О.Б.Даутовой. – СПб.: Буквально, 2018. – 216 с.

12. Систематика терминологического аппарата современной парадигмы образования как методология отбора содержания педагогического образования /О. Б. Даутова, А. И. Жук, А. В. Торхова, Н. А. Вершинина и др. / под общей ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. – СПб.: Буквально, 2019. – 276 с.

13. Систематика терминологического аппарата педагогики в условиях парадигмальных изменений как фактор обновления содержания педагогического образования / А.И.Жук и др. /под науч. ред. А. В. Торховой, О. Б. Даутовой. – Минск: БГПУ , 2019. – 308 с.

14. Korobov M.:MorphologicalAnalyzerandGeneratorforRussianandUkrainianLanguages // AnalysisofImages, SocialNetworksandTexts, pp 320-332 (2015).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх