Characteristic of pedagogy conceptual and terminological fields (on modern scientific publications materials)

 
PIIS181570410020562-3-1
DOI10.54884/S181570410020562-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: THE St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor, Department of Information Systems in Economics, Faculty of Economics
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Department of General and Preschool Pedagogy
Affiliation: Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University
Address: Belarus, Minsk
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Andragogyst
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages166-174
Abstract

The article target is to provide evidence-based identification of the ongoing changes specifics in the pedagogical science terminology. The method of researching conceptual and terminological fields by stages is described. The criteria for defining the conceptual and terminological fields of modern pedagogy are presented. The organization and research results of the characteristics of the pedagogical conceptual and terminological fields are described. Nine conceptual and terminological fields / clusters of pedagogy are named, in which the greatest changes have occurred. The frequency using words dynamics is shown on the example of the conceptual and terminological field “lifelong education”.

Keywordsterminological system, terminological field of pedagogy, term, concept, research methodology of conceptual and terminological fields, clustering, dynamics
Received06.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters25090
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В рамках исследования «Взаимодействие теории и практики образования в условиях обновления тезауруса науки как источника педагогического прогнозирования» решается задача определения взаимовлияния массива научных публикаций на профессиональный тезаурус педагогов и реальной образовательной ситуации на развитие понятийно-терминологических полей. В данной статье представлен один из результатов, а именно характеристика понятийно-терминологических полей педагогики (по материалам современных научных публикаций).
2 Для раскрытия сущности вопроса о понятийно-терминологических полях первоначально рассмотрим методику исследования понятийно-терминологических полей современных научных публикаций по педагогике. Каждый предмет познания обслуживается специфической системой понятий и терминов. Наличие единого понятийно-терминологического аппарата является одним из признаков научности дисциплины. «Научный термин – это языковая единица (слово или словосочетание) преимущественно субстантивного характера, конвенциально соотносящаяся с понятием и предметом профессиональной сферы и служащая для концентрации, фиксирования, хранения и передачи профессиональной информации» [7, с. 27].
3 Совокупность терминов и терминосочетаний, обозначающих специальные понятия конкретной области знания, принято называть терминологией данной научной дисциплины. Для того чтобы представить ее как терминосистему исследуемых терминов и выявить их структурно-семантические взаимоотношения, необходимо вначале определить их организацию по принципу понятийно-терминологического поля, которое понимается как компактная часть словаря, охватывающая понятийную сферу науки педагогики и обладающая особыми отличительными сущностными характеристиками.
4 Для изучения устройства системы языка, в том числе входящих в него терминологических систем, можно применить моделирование терминологических полей, переходящих друг в друга своими периферийными зонами и имеющих многоуровневый характер.
5 В нашем исследовании было установлено, что терминология педагогики отличается большим количеством вариантов и синонимов терминов [11]. Именно поэтому любому ученому-педагогу, пишущему на соответствующую тему, приходится оговаривать свое понимание всех употребляемых им терминов. Полагаем, что термины-синонимы отражают объективный процесс формирования наиболее оптимального по своим признакам научного понятия, проходящего различные этапы своего развития. «Понимание исследователем терминологии текста на уровне, адекватном авторскому, оказывается перед логическим препятствием: для того, чтобы понимать, надо объяснить смысл терминов и уточнить смысловые признаки слов общего языка, но, чтобы их объяснить, следует вначале их понять», – такую особенность восприятия терминов в научных текстах отметила в своей работе И.Ю. Кухно [6].

views: 291

Readers community rating: votes 0

1. Grinev S.V. Vvedenie v terminovedenie. – M.: MGU-MPU, 1993. – 309 s.

2. Grinev S.V. Vvedenie v terminografiyu. 2-e izd. – M.: MGU, 1996. – 161 s.

3. Doklad analiticheskoj firmy IDC «Ehra dannykh 2025», 2018. URL: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (data obrascheniya: 10.10.2020)

4. Zakharchuk O.E. Funktsional'no-semanticheskie osobennosti ponyatijno-terminologicheskogo polya stilistiki: avtoref.dis. … kand.filol.nauk. – Krasnodar, 2008. – 24 s.

5. Kazarina S.G. Tipologicheskie kharakteristiki otraslevykh terminologij. – Krasnodar, 1998. – 276 s.

6. Kukhno I.Yu. Terminologiya – semioticheskaya sistema «vtorogo poryadka». – [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://publishing-vak.ru/file/archive-philology-2014-4/3-kukhno.pdf

7. Lemov A.V. Sistema, struktura i funktsionirovanie nauchnogo termina: Na materiale russkoj lingvisticheskoj terminologii. – Avtoref. dis. … d-ra filol.nauk. – Saransk, 2000.– 47 s.

8. Mirskij Eh. M. Massiv publikatsij i sistema nauchnoj distsipliny [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://courier-edu.ru/pril/posobie/mirdis.htm.

9. Pedagogicheskij slovar': Novejshij ehtap razvitiya terminologii / O. B. Dautova, N. A. Vershinina, M. G. Ermolaeva, E. Yu. Ignat'eva, O. N. Krylova, N. N. Surtaeva, O. N. Shilova, S. V. Khristoforov; pod obsch. red. O. B. Dautovoj. – SPb.: KARO, 2020. – 328 s.

10. Serbinovskaya N.V. Formirovanie i razvitie terminologicheskogo polya «marketing» v russkom yazyke: dis. … kand. filol. nauk. – Rostov-na-Donu, 2008. – 236 s.

11. Sistematizatsiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya issledovaniya terminologii /O.B. Dautova, N.A.Vershinina i dr. /pod obsch.red. O.B.Dautovoj. – SPb.: Bukval'no, 2018. – 216 s.

12. Sistematika terminologicheskogo apparata sovremennoj paradigmy obrazovaniya kak metodologiya otbora soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya /O. B. Dautova, A. I. Zhuk, A. V. Torkhova, N. A. Vershinina i dr. / pod obschej red. O. B. Dautovoj, A. V. Torkhovoj. – SPb.: Bukval'no, 2019. – 276 s.

13. Sistematika terminologicheskogo apparata pedagogiki v usloviyakh paradigmal'nykh izmenenij kak faktor obnovleniya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya / A.I.Zhuk i dr. /pod nauch. red. A. V. Torkhovoj, O. B. Dautovoj. – Minsk: BGPU , 2019. – 308 s.

14. Korobov M.:MorphologicalAnalyzerandGeneratorforRussianandUkrainianLanguages // AnalysisofImages, SocialNetworksandTexts, pp 320-332 (2015).

Система Orphus

Loading...
Up