Методологические инструменты исследования взаимодействия теории и практики образования в условиях обновления тезауруса педагогической науки

 
Код статьиS181570410020561-2-1
DOI10.54884/S181570410020561-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор, доцент
Аффилиация:
ФГБУ ВО Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: проректор по научной работе
Аффилиация: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы158-165
Аннотация

Статья содержит обоснование актуальности исследования взаимодействия педагогической науки и образовательной практики в условиях обновления тезауруса педагогического знания; описание методологических подходов к исследованию (семиотический, полевой, системный, гуманитарный).

Ключевые словапедагогическое знание, взаимодействие теории и практики, методология, методологические инструменты, понятие, термин, тезаурус педагогической науки, актуальный тезаурус педагога
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-513-00033.
Получено06.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов22941
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуальность исследования обусловлена потребностью гармонизации взаимодействия теории и практики образования для их продуктивного развития. Особенно остро этот вопрос стоит в условиях интенсивного и экстенсивного обновления современного педагогического знания. Эффективное развитие педагогической науки и практики в соответствии с вызовами времени сопровождается обновлением терминологии. В целом терминология современного педагогического знания характеризуется заимствованиях) и вариативностью (разные варианты звучания схожих понятий в силу существования разных переводов).
2 Педагогическое знание предстает прежде всего в виде разных понятийных структур и конструктов, образующих понятийный тезаурус как систему взаимосвязанного накопления, преумножения и представления информации и педагогического опыта. Педагогическое знание, будучи формой отражения, закрепления и систематизации результатов познания педагогической действительности, является системой подвижной, социокультурно обусловленной, открытой. Оно включает «как целостные явления образовательной реальности в совокупности закономерных процессов и свойств, так и фрагменты реальности, частные случаи и единичные события» [7, с. 40].
3 Понятийный тезаурус педагогики, представляя собой ее символическую модель, отражающую посредством лексических единиц сущностное педагогическое знание, – живая система, стремительно развивающаяся в условиях динамичного мира под воздействием различных факторов. Например, под влиянием внедрения цифровых технологий идет активное насыщение новыми понятиями (цифровая дидактика, цифровая педагогика, сетевое взаимодействие, вебинары, дети цифровой эры, гаджеты, геймеры, кибербуллинг и т.д.) [9]. Гуманитаризация педагогики, ориентация на личность, признание права человека на реализацию собственных потребностей и собственного жизненного пути существенно сблизили педагогическое знание с психологическим, о чем свидетельствует вхождение в тезаурус педагогической науки понятий "личность", "субъект", "индивидуальность", "ценность", "смысл", "развитие", "поддержка" и других, интерпретации которых привлекаются из работ психологов. Процесс трансляции образа человека из одной науки в другую ("парадигмальные прививки" по В.С. Степину) также развивает понятийный тезаурус педагогического знания [10].
4 Несомненно, происходит развитие педагогической науки, собственных педагогических научных исследований, системы образования под воздействием изменений социокультурной среды и государственных установок перед системой образования (новая редакция ФЗ «Закон об образовании в РФ», ФГОС, документы стратегического значения – как ориентиры на будущее в образовании и т.д.).
5 Понятийный тезаурус педагогики, имманентно развиваясь, постепенно приобретает некоторую самостоятельную значимость, автономность, препятствуя проявлению субъективизма в научном познании, который может оказаться непредсказуемым и в ряде случаев даже разрушительным. С другой стороны, если отстаивать идею стабильности понятийного аппарата в педагогике на разных этапах ее развития, то это может выступить и негативным фактором. В свое время справедливо на это счет писал Н. Бор: «… всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленной для объяснения прежнего опыта». Отсюда правомерно предположение, «…что всякая такая оболочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт» [2, с.95].

всего просмотров: 252

Оценка читателей: голосов 0

1. Бермус А. Г. К проблеме программирования научных исследований непрерывного образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 1 (29). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5345

2. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Изд-во иностранной литературы. – 151с.

3. Веряев А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: дис. … д-ра пед. наук. – Барнаул, 2000. – 367 с.

4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. - Минск: Тетра Система, 2001. – С. 109.

5. Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ульяновск, 2008. - 41 с.

6. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. –М.: Педагогика, 1990.

7. Лызь Н.А. Виды и формы педагогического знания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент // 2014.– №6.– С. 40.

8. Орлов А.А. Методологические аспекты эффективности педагогических исследований // Методология научного исследования в педагогике / под ред. Р.С. Бозиева, В.К. Пичугиной, В.В. Серикова. – М. Планета, 2016. – 207 с.

9. Педагогический словарь: Новейший этап развития терминологии / О. Б. Даутова, Н. А. Вершинина, М. Г. Ермолаева, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Крылова, Н. Н. Суртаева, О. Н. Шилова, С. В. Христофоров; под общ. ред. О. Б. Даутовой. — СПб.: КАРО, 2020. — 328 с.

10. Сериков В.В. Доклад "Педагогическое знание и педагогическая деятельность: взаимосвязь, коллизии, развитие" на заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики 30.05 2017 г. http://www.instrao.ru/index.php/content-page/275-priglashaem-k-obsuzhdeniyu/2301-doklad-serikova-vladislava-vladislavovicha-na-temu-pedagogicheskoe-znanie-i-pedagogicheskay.

11. Систематизация педагогического знания: методология исследо-вания терминологии / О.Б. Даутова, Н.А. Вершинина, М.Г. Ермолаева, Е.Ю. Игнатьева, О.Н. Крылова, Н.Н. Суртаева, А.Н. Шевелев, О.Н. Шилова, С.В. Христофоров / под общей ред. О.Б. Даутовой. – СПб., 2017. – 216 с.

12. Турбовской Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема // Методологические проблемы развития советской педагогики в условиях осуществления реформы школы: Тез. докл. и выступлений на XI сессии Всесоюз. семинара по методол. и теорет. пробл. педагогики / общ. ред.: Н.Д.Никандров, Г.В.Воробьев. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – С.117-119.

13. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Научные исследования в образовании.– 2010.– № 12.

14. Biggs, J. Educology: the theory of educational practice / J. Biggs – [Electronic resource]. – Mode of access:https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0361476X76900345.

15. Korthagen, F. Developing fundamental principles for teacher education programs and practices / F. Korthagen, J. Loughran, T. Russell // Teaching and Teacher Education. – 2006. – Vol. 22. – Pp. 1020-1041.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх