Костяная втулка с арамейскими буквами из могильника Сакар-чага 3 и проблема контактов центральноазиатских номадов с цивилизациями Передней Азии

 
Код статьиS086919080017958-0-1
DOI10.31857/S086919080017957-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Киев, Украина
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы7-18
Аннотация

После раскопок выдающегося памятника ранних кочевников Тувы кургана Аржан-2, основное погребение которого датируется второй половиной VII в. до н.э., перед исследователями не мог не встать вопрос о том, какое влияние оказали на его создателей цивилизации Ближнего Востока. Для того, чтобы определить основной круг контактов Аржана-2, следует суммировать все факты, которые могут свидетельствовать о существовании подобных связей. Присутствие в кургане плодов кориандра, а также ювелирных изделий, орнаментированных зернью и эмалью, выполненной в технике настоящего клуазонне, доказывает, что связи Аржана-2 в юго-западном направлении достигали, как минимум, Западного Ирана. 

Влиянию культурных традиций Передней Азии на материальный комплекс кургана Аржан-2 способствовали саки Приаралья. Находка в могильнике Сакар-чага 3 костяной втулки с изображением двух противостоящих друг другу кабанов, ближайшие аналогии которым встречаются в курганах Аржан-1и Аржан-2, и арамейских букв йод, хе и вав, относящихся к последней четверти VIII–VII в. до н.э., позволяет утверждать, что саки Приаралья проникали до гор Загроса и озера Урмия, скорее всего, до государства Манна, в котором была в ходу арамейская письменность, а также известны ювелирные изделия, украшенные зернью и клуазонне (клад из Зивие). Однако эти походы могли совершаться только до образования Мидийского царства в конце 670-ых гг. до н.э. Саки Приаралья стали тем передаточным звеном, благодаря которому растения, изделия и технологии, рождённые в среде оседло-земледельческого населения Месопотамии и Западного Ирана, распространились в Центральный  и Восточный Казахстан, Туву и даже Синьцзян.

Ключевые словаранние кочевники, Сакар-чага 3, арамейская эпиграфика, Аржан-2, Ассирия, Манна, Мидия
Получено19.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов20582
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 После раскопок выдающегося памятника ранних кочевников Тувы кургана Аржан-2, основное погребение которого датируется второй половиной VII в. до н.э. [Чугунов и др., 2017, с. 179], перед исследователями не мог не встать вопрос о контактах его создателей1 с цивилизациями Ближнего Востока. Так, К.В. Чугунов выдвинул предположение, что на искусство Аржана-2 повлияла культура Бактрии и Маргианы эпохи бронзы, а также генетически связанная с ними культура архаического Хорезма [Чугунов, 2016, с. 243]. Однако при этом остаётся совершенно неясным, где на протяжении почти пятисот лет, прошедших между исчезновением Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК) и формированием раннескифской культуры, могли сохраняться традиции ювелиров и торевтов II тыс. до н.э. [Чугунов, 2016, с. 246]. 1. Следует заметить, что хотя Аржан-2 принадлежит к скифской культурно-исторической общности, оставившее его население в этническом отношении не имело со скифами ничего общего [Балахванцев, 2013, с. 353].
2 Г. Парцингер считал, что сеть связей Аржана-2 идёт в юго-западном направлении до дельты Сырдарьи, отчетливо проявляясь в некоторых элементах стиля украшений, предметах декора, применении железа для парадного оружия, элементах конской сбруи, остатках привезённых издалека растений. Вместе с этим он затруднялся указать, с какими цивилизациями Передней Азии мог контактировать Аржан-2, и даже сделал парадоксальный – в свете приведённого в коллективной монографии материала – вывод об определённой изолированности памятника и отсутствии на него ощутимых влияний извне [Чугунов и др., 2017, c. 314, 316, 319–320]. Е.В. Переводчикова, напротив, предполагала наличие контактов центральноазиатских кочевников с переднеазиатской традицией, но датировала их ахеменидским временем [Переводчикова, 2020, c. 160, 163 (с предшествующей литературой)].
3 Для того, чтобы определить основной круг контактов Аржана-2 на Ближнем Востоке, следует суммировать все факты, которые могут свидетельствовать о существовании подобных связей. Начнём с растений. Большинство семян, косточек и клубней, обнаруженных в погребальной камере 5 кургана Аржан-2 (вишня, черемуха, сыть, морковь, просо), принадлежат растениям, распространённым на территории Казахстана и Средней Азии, но ближайшим к Туве регионом произрастания кориандра является Ближний Восток, в частности, Иран [Чугунов и др., 2017, с. 250].
4 Ювелирные изделия кургана Аржан-2 орнаментировались эмалью, выполненной в технике клуазонне [Чугунов и др., 2017, с. 198, рис. 162, 163, 177, 180]. Следует отметить, что в литературе проводится различие между эмалевыми вставками (cloisonné inlay) и настоящим клуазонне (“true” cloisonné) [McKeon, 1973, p. 111, not. 15]. В первом случае фрагмент уже изготовленной стеклянной пасты подгоняется под размер каста, после чего закрепляется в ячейке. Суть второго способа состоит в том, что касты заполняются истолчённым в порошок стеклом до верхнего края перегородки, а обжиг производится in situ [McKeon, 1973, p. 111, not. 15; Moorey, 1999, p. 214; Балахванцев, Яблонский, 2007, с. 144–145 (с предшествующей литературой)]. Если эмалевые инкрустации появились в Месопотамии ещё в III тыс. до н.э., а затем широко распространились по всему Ближнему Востоку: в Сирии, Египте, Закавказье, Эламе, Западном Иране [Maxwell-Hyslop, 1971, p. 65, 75, 84, 118; McKeon, 1973, p. 111–113; Teeter, 1981], то настоящее клуазонне возникло значительно позднее. Самые ранние примеры его использования зафиксированы на Кипре в XII–XI вв. до н.э. [Åström, 1967, p. 102; Moorey, 1999, p. 215]. Для VIII–VII вв. до н.э. о настоящем клуазонне можно говорить только применительно к изделиям из гробниц ассирийских цариц в Нимруде и клада из Зивие (Манна, Северо-Западный Иран) [Moorey, 1998, p. 162; 1999, p. 215; Oates, Oates, 2001, p. 240; Collon, 2010, p. 152; ср. Hussein, 2016, p. 20, 37, 39, 72–73, 77, 83, 92, 118, 123, pl. 15e, 44c, 69a, 72ab, 75a, 140e, 151a,c ,160e]. Поскольку эмаль Аржана-2 является подлинным клуазонне2, то изготовившие её мастера должны были – прямо или опосредовано – познакомиться с ювелирным искусством Ассирии3. 2. Мы благодарим за эту крайне ценную информацию наших коллег из Государственного Эрмитажа – Р.С. Минасяна и К.В. Чугунова, работавших с ювелирными изделиями из кургана «вживую».

3. Предположение Е.В. Переводчиковой о китайском происхождении аржанских эмалей [Переводчикова, 2020, c. 161] плохо согласуется с фактами: самый ранний пример использования стекла для инкрустации в Китае относится к началу V в. до н.э. [Gan Fuxi, 2009, p. 13, photo 1.5], а настоящее клуазонне появляется только в эпоху Хань [Singer, 1971, p. 28].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 637

Оценка читателей: голосов 0

1. Балахванцев А.С. К вопросу о времени и обстоятельствах появления скифов в Юго-Восточной Европе. Боспорский феномен. Греки и варвары на Евразийском перекрёстке. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 352–357.

2. Балахванцев А.С. Абсолютная хронология архаической Скифии: восточные реперы. Кавказ и степь на рубеже эпохи поздней бронзы и раннего железа: материалы международной научной конференции, посвященной памяти Марии Николаевны Погребовой. Ред. А.С. Балахванцев, С.В. Кулланда. М.: ИВ РАН, 2016. С. 15–24.

3. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: ИВ РАН, 2017.

4. Балахванцев А.С., Яблонский Л.Т. Ахеменидская эмаль из Филипповки (проблема хронологии памятника). Российская археология. 2007. № 1. С. 143–149.

5. Бейсенов А. Элитные курганы тасмолинской культуры Центрального Казахстана. Золото властелинов казахских степей. Тэджон: Национальный научно-исследовательский Институт культурного наследия Республики Корея, 2018. С. 68–99.

6. Грязнов М.П. Аржан: царский курган раннескифского времени. Л.: Наука, 1980.

7. Дьяконов И.М. История Мидии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008.

8. Канторович А.Р. Об одном важном мотиве в искусстве скифо-сибирского звериного стиля. МИФ. Т.7: На акад. Дмитри Сергеевич Раевски. Apotheosis. София: Нов български университет, 2001. С. 191–218.

9. Медведская И.Н. История Мидийского царства: VII–VI вв. до н.э. СПб.: Евразия, 2018.

10. Переводчикова Е. В. О дате кургана Аржан-2. Археологические вести. 2020. Вып. 26. С. 159–165.

11. Полидович Ю.Б. Изображения горного козла в сакском искусстве архаичного периода. Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии. Ред. А.З. Бейсенов. Алматы: НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2015. С. 215–232.

12. Черников С.С. Загадка Золотого кургана. М.: Наука, 1965.

13. Чугунов К.В. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля). Тропою тысячелетий. К юбилею М.А. Дэвлет. Ред. Д.Г. Савинов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 53–69.

14. Чугунов К.В. Аржан-2: реконструкция этапов функционирования погребально-поминального комплекса и некоторые вопросы его хронологии. Российский археологический ежегодник. 2011(1). № 1. С. 262–335.

15. Чугунов К.В. Искусство Аржана-2: стилистика, композиция, иконография, орнаментальные мотивы. Европейская Сарматия. Сборник, посвящённый Марку Борисовичу Щукину. СПб: Нестор-История, 2011(2). С. 39–60.

16. Чугунов К.В. Торевтика азиатских номадов и Древний Восток: к вопросу об одном из компонентов искусства Аржана-2. Кавказ и степь на рубеже эпохи поздней бронзы и раннего железа: материалы международной научной конференции, посвященной памяти Марии Николаевны Погребовой. Ред. А.С. Балахванцев, С.В. Кулланда. М.: ИВ РАН, 2016. С. 242–247.

17. Чугунов К. В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017.

18. Яблонский Л.Т. Уникальный образец звериного стиля из древнего кургана в Северной Туркмении. Панорама искусств. М.: Советский художник, 1985. Вып. 8. С. 238–244.

19. Яблонский Л.Т. К этногенезу населения Северной Туркмении (могильник раннесакского времени Сакар-чага 3). Советская этнография. 1986. № 5. С. 45–54.

20. Яблонский Л.Т. Проблема формирования культуры саков Южного Приаралья. Советская археология. 1991. № 1. С. 72–89.

21. Яблонский Л.Т. Звериный стиль ранних кочевников Приаралья в контексте их исторического развития. Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology. 2015. № 3. C. 101–119.

22. Åström L. Studies in the Arts and Crafts of the Late Cypriote Bronze Age. Lund: the Author, 1967.

23. Attardo E. Paleographical Analysis of the Aramaic Inscriptions. Tell Shiukh Fawqani: 1994–1998. Eds. L. Bachelot, F.M. Fales. Padova: S.A.R.G.O.N. Editrice e libreria, 2005. Vol. II. Pp.667–671.

24. Bordreuil P. Catalogue des sceaux ouest-sémitiques inscrits de la Bibliothèque Nationale, du Musée du Louvre et du Musée biblique de Bible et Terre Sainte. Paris: Bibliothèque Nationale, 1986.

25. Bordreuil P., Briquel-Chatonnet F. Aramaic Documents from Til Barsib. Abr-Nahrain. 1996–1997. Vol. 34. Pp. 100–107.

26. Collon D. Getting It Wrong in Assyria: Some Bracelets from Nimrud. Iraq. 2010. Vol. 72. Pp. 149–162.

27. Dupont-Sommer A. Trois inscriptions araméennes inédites des bronzes du Luristan. Collection de M. Foroughi. Iranica Antiqua. 1964. Vol. 4. Pp. 108–118.

28. Dupont-Sommer A., Starcky J. Les inscriptions araméennes de Sfiré (stèles I et II). Paris: Imprimerie Nationale, 1958.

29. Fales F.M. Aramaic Epigraphs on Clay Tablets of the Neo-Assyrian Period. Roma: La Sapienza, 1986.

30. Fales F.M. Evidence for West-East Contacts in the 8th Century BC: The Bukan Stele. Continuity of Empire (?): Assyria, Media, Persia. Eds. G.B. Lanfranchi, M. Roaf, R. Rollinger. Padova: S.A.R.G.O.N. Editrice e libreria, 2003. Pp. 131–147.

31. Fales F.M., Attardo E. Tablets in Aramaic Alphabetic Script. Tell Shiukh Fawqani: 1994–1998. Eds. L. Bachelot, F.M. Fales. Padova: S.A.R.G.O.N. Editrice e libreria, 2005. Vol. II. Pp.650–666.

32. Fitzmyer J.A. The Aramaic inscriptions of Sefire. Roma: Editrice Pontificio Istituto Biblico, 1995.

33. Gan Fuxi. Origin and Evolution of Ancient Chinese Glass. Ancient Glass Research along the Silk Road. Ed. Gan Fuxi. New Jersey; London et al.: World Scientific Publishing, 2009. Pp. 1–40.

34. Herr L.G. The Scripts of Ancient Northwest Semitic Seals. Missoula, Montana: Scholars Press, 1978.

35. Herr L.G. The Palaeography of West Semitic Stamp Seals. Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 1998. № 132. Pp. 45–77.

36. Hussein M.M. Nimrud: The Queens' Tombs. Chicago: The Oriental Institute, 2016.

37. Kwasman T. Two Aramaic Legal Documents. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 2000. Vol. 63. Pp. 274–283.

38. Lemaire A. Une inscription araméenne du VIIIe siècle av. J.-C. trouvée à Bukân (Azerbaïdjan iranien). Studia Iranica. 1998. T. 27. Pp. 15–30.

39. Lemaire A. Nouvelles tablettes araméennes. Genève: Droz, 2001.

40. Maxwell-Hyslop K.R. Western Asiatic Jewellery c. 3000–612 B.C. London: Methuen & Co. Ltd., 1971.

41. McKeon J.F.X. Achaemenian Cloisonné-Inlay Jewelry: an Important New Example. Orient and Occident: Essays presented to Cyrus H. Gordon on the Occasion of his Sixty-Fifth Birthday. Ed. H.A. Hoffner, Jr. Neukirchen-Vluyn: Neukirchen Verlag, 1973. Pp. 109–117.

42. Moorey P.R.S. Material Aspects of Achaemenid Polychrome Decoration and Jewellery. Iranica Antiqua. 1998. Vol. 33. Pp. 155–171.

43. Moorey P.R.S. Ancient Mesopotamian Materials and Industries. The Archaeological Evidence. Winona Lake: Eisenbrauns, 1999.

44. Naveh J. The Development of the Aramaic Script. Jerusalem: Israel Academy of Sciences and Humanities, 1970.

45. Oates D., Oates J. Nimrud. An Assyrian Imperial City Revealed. London: British School of Archaeology in Iraq, 2001.

46. Radner K. Die neuassyrischen Texte aus Tall Šēh Hamad. Berlin: Reimer Verlag, 2002.

47. Singer P. Early Chinese Gold and Silver. New York: China House Gallery, 1971.

48. Teeter E. Enameling in Ancient Eypt? American Journal of Archaeology. 1981. Vol. 85 (3). P. 319.

49. Wertmann P., Xu D., Elkina I., Vogel R., Yibulayinmu Ma'., Tarasov P.E., La Rocca D.J., Wagner M. No borders for innovations: A ca. 2700-year-old Assyrian-Style Leather Scale Armour in Northwest China. Quaternary International. 2021. doi: https://doi.org/10.1016/j.quaint.2021.11.014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх