Methodological Tools for Interaction Research of Theories and Practices of Education under the Conditions of Updating Thesaurus Pedagogical Science

 
PIIS181570410020561-2-1
DOI10.54884/S181570410020561-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor, Associate Professor
Affiliation:
Novgorod State University named after Yaroslav the Wise
St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Occupation: Professor of Department of Education and Socialization
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Vice-Rector for Scientific Work
Affiliation: Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank
Address: Belarus, Minsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages158-165
Abstract

The article contains the rationale for the relevance of the study of the interaction of pedagogical science and educational practice in the context of updating the thesaurus of pedagogical knowledge; description of methodological approaches to research (semiotic, field, systemic, humanitarian).

Keywordspedagogical knowledge, interaction of theory and practice, methodology, methodological tools, concept, term, thesaurus of pedagogical science, teacher’s current thesaurus
Received06.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters22941
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Актуальность исследования обусловлена потребностью гармонизации взаимодействия теории и практики образования для их продуктивного развития. Особенно остро этот вопрос стоит в условиях интенсивного и экстенсивного обновления современного педагогического знания. Эффективное развитие педагогической науки и практики в соответствии с вызовами времени сопровождается обновлением терминологии. В целом терминология современного педагогического знания характеризуется заимствованиях) и вариативностью (разные варианты звучания схожих понятий в силу существования разных переводов).
2 Педагогическое знание предстает прежде всего в виде разных понятийных структур и конструктов, образующих понятийный тезаурус как систему взаимосвязанного накопления, преумножения и представления информации и педагогического опыта. Педагогическое знание, будучи формой отражения, закрепления и систематизации результатов познания педагогической действительности, является системой подвижной, социокультурно обусловленной, открытой. Оно включает «как целостные явления образовательной реальности в совокупности закономерных процессов и свойств, так и фрагменты реальности, частные случаи и единичные события» [7, с. 40].
3 Понятийный тезаурус педагогики, представляя собой ее символическую модель, отражающую посредством лексических единиц сущностное педагогическое знание, – живая система, стремительно развивающаяся в условиях динамичного мира под воздействием различных факторов. Например, под влиянием внедрения цифровых технологий идет активное насыщение новыми понятиями (цифровая дидактика, цифровая педагогика, сетевое взаимодействие, вебинары, дети цифровой эры, гаджеты, геймеры, кибербуллинг и т.д.) [9]. Гуманитаризация педагогики, ориентация на личность, признание права человека на реализацию собственных потребностей и собственного жизненного пути существенно сблизили педагогическое знание с психологическим, о чем свидетельствует вхождение в тезаурус педагогической науки понятий "личность", "субъект", "индивидуальность", "ценность", "смысл", "развитие", "поддержка" и других, интерпретации которых привлекаются из работ психологов. Процесс трансляции образа человека из одной науки в другую ("парадигмальные прививки" по В.С. Степину) также развивает понятийный тезаурус педагогического знания [10].
4 Несомненно, происходит развитие педагогической науки, собственных педагогических научных исследований, системы образования под воздействием изменений социокультурной среды и государственных установок перед системой образования (новая редакция ФЗ «Закон об образовании в РФ», ФГОС, документы стратегического значения – как ориентиры на будущее в образовании и т.д.).
5 Понятийный тезаурус педагогики, имманентно развиваясь, постепенно приобретает некоторую самостоятельную значимость, автономность, препятствуя проявлению субъективизма в научном познании, который может оказаться непредсказуемым и в ряде случаев даже разрушительным. С другой стороны, если отстаивать идею стабильности понятийного аппарата в педагогике на разных этапах ее развития, то это может выступить и негативным фактором. В свое время справедливо на это счет писал Н. Бор: «… всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленной для объяснения прежнего опыта». Отсюда правомерно предположение, «…что всякая такая оболочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт» [2, с.95].

views: 249

Readers community rating: votes 0

1. Bermus A. G. K probleme programmirovaniya nauchnykh issledovanij nepreryvnogo obrazovaniya v polevom podkhode // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. – 2020. – Vyp. 1 (29). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5345

2. Bor N. Atomnaya fizika i chelovecheskoe poznanie. – M.: Izd-vo inostrannoj literatury. – 151s.

3. Veryaev A.A. Semioticheskij podkhod k obrazovaniyu v informatsionnom obschestve: dis. … d-ra ped. nauk. – Barnaul, 2000. – 367 s.

4. Girutskij A.A. Vvedenie v yazykoznanie. - Minsk: Tetra Sistema, 2001. – S. 109.

5. Zheleznyakova O.M. Fenomen dopolnitel'nosti v nauchno-pedagogicheskom znanii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. - Ul'yanovsk, 2008. - 41 s.

6. Zhuravlev V.I. Vzaimosvyaz' pedagogicheskoj nauki i praktiki. –M.: Pedagogika, 1990.

7. Lyz' N.A. Vidy i formy pedagogicheskogo znaniya // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i ehksperiment // 2014.– №6.– S. 40.

8. Orlov A.A. Metodologicheskie aspekty ehffektivnosti pedagogicheskikh issledovanij // Metodologiya nauchnogo issledovaniya v pedagogike / pod red. R.S. Bozieva, V.K. Pichuginoj, V.V. Serikova. – M. Planeta, 2016. – 207 s.

9. Pedagogicheskij slovar': Novejshij ehtap razvitiya terminologii / O. B. Dautova, N. A. Vershinina, M. G. Ermolaeva, E. Yu. Ignat'eva, O. N. Krylova, N. N. Surtaeva, O. N. Shilova, S. V. Khristoforov; pod obsch. red. O. B. Dautovoj. — SPb.: KARO, 2020. — 328 s.

10. Serikov V.V. Doklad "Pedagogicheskoe znanie i pedagogicheskaya deyatel'nost': vzaimosvyaz', kollizii, razvitie" na zasedanii Byuro Otdeleniya filosofii obrazovaniya i teoreticheskoj pedagogiki 30.05 2017 g. http://www.instrao.ru/index.php/content-page/275-priglashaem-k-obsuzhdeniyu/2301-doklad-serikova-vladislava-vladislavovicha-na-temu-pedagogicheskoe-znanie-i-pedagogicheskay.

11. Sistematizatsiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya issledo-vaniya terminologii / O.B. Dautova, N.A. Vershinina, M.G. Ermolaeva, E.Yu. Ignat'eva, O.N. Krylova, N.N. Surtaeva, A.N. Shevelev, O.N. Shilova, S.V. Khristoforov / pod obschej red. O.B. Dautovoj. – SPb., 2017. – 216 s.

12. Turbovskoj Ya.S. Vzaimootnoshenie pedagogicheskoj nauki i praktiki kak metodologicheskaya problema // Metodologicheskie problemy razvitiya sovetskoj pedagogiki v usloviyakh osuschestvleniya reformy shkoly: Tez. dokl. i vystuplenij na XI sessii Vsesoyuz. seminara po metodol. i teoret. probl. pedagogiki / obsch. red.: N.D.Nikandrov, G.V.Vorob'ev. – M.: Izd-vo APN SSSR, 1984. – S.117-119.

13. Fel'dshtejn D.I. Vzaimosvyaz' teorii i praktiki v formirovanii psikhologo-pedagogicheskikh osnovanij organizatsii sovremennogo obrazovaniya // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii.– 2010.– № 12.

14. Biggs, J. Educology: the theory of educational practice / J. Biggs – [Electronic resource]. – Mode of access:https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0361476X76900345.

15. Korthagen, F. Developing fundamental principles for teacher education programs and practices / F. Korthagen, J. Loughran, T. Russell // Teaching and Teacher Education. – 2006. – Vol. 22. – Pp. 1020-1041.

Система Orphus

Loading...
Up