Информационная безопасность цифровой образовательной среды

 
Код статьиS181570410020509-4-1
DOI10.54884/S181570410020509-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Moscow, ул. Жуковского, 16
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация:
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы134-138
Аннотация

В статье раскрыты особенности современного цифрового социума и его влияние на цифровую образовательную среду, которая в настоящее время рассматривается как системообразующий компонент образования. Наиболее значимым феноменом, влияющим на образовательный процесс, являются так называемые «большие данные». Появление и экспоненциальный рост данных, не подкрепленных никакими смыслами, оказывает исключительно сильное негативное влияние на человеческую личность и учебный процесс. В статье сформулированы глобальные риски, вытекающие из дисбаланса между «данными» и «информацией» и обрисованы глубинные причины названного дисбаланса, а также общая стратегия его преодоления.

Ключевые словацифровой социум, кибербезопасность, цифровая образовательная среда, большие данные
Получено02.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов12376
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современный цифровой социум (цифровая среда) оказывает самое существенное влияние на образовательный процесс. В частности, современное образование развивается в условиях так называемых «больших данных», которые в последние годы становятся едва ли не главной характеристикой цифрового социума.
2 Термин «большие данные» относится к показателям, которые являются такими большими, динамичными или сложными, что их трудно или невозможно обрабатывать традиционными методами.
3 Факт необходимости хранения больших объемов информации и организация доступа к ним существуют уже давно. Однако концепция «больших данных» получила распространение только в начале 2000-х годов, когда было сформулировано основное определение больших данных как три V [4]:
4 Объем (Volume). Различные социальные структуры собирают данные из многочисленных источников: бизнес-транзакций, интеллектуальных (IoT) устройств, промышленного оборудования, видео, социальных сетей и др.
5 Скорость (Velocity). С развитием Интернета вещей потоки данных поступают в различные структуры с беспрецедентной скоростью и должны обрабатываться своевременно.
6 Разнообразие (Variety). Поступающие данные имеют различный формат. Это числовые, графические, табличные, текстовые данные, данные в форме мультимедиа и др. Как правило, такие данные не структурированы или слабо структурированы, что значительно усложняет их обработку и анализ.
7 Одним из важнейших и необходимых компонентов современного образования является цифровая образовательная среда (ЦОС) [9]. Влияние «больших данных» на эту среду имеет двоякий характер:
8 1. особенность процессов, протекающих в рамках ЦОС, связана с самим понятием информации. В рассмотренной выше модели информация мыслилась «по Шеннону», то есть как сигналы, передаваемые по каналам связи, безотносительно к их содержанию. В применении к цифровой образовательной среде и образовательному процессу в целом это довольно грубая модель. С точки зрения учебного процесса более адекватной является модель, в которой понятие информации «расслаивается» на три фундаментальные составляющие: «данные», собственно «информацию» и «знание» [8].
9

Дадим определения:

  1. данные это совокупность сведений об окружающем мире, записанных на некотором носителе, в форме, пригодной для долговременного хранения, передачи и обработки;
  2. информация это результат преобразования и анализа данных. В результате этих действий данные приобретают определенный смысл и становятся сведениями об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии. Преобразование и анализ данных осуществляется, как правило, в процессе решения конкретных задач;
  3. знание – это информация, составляющая систему. Отличительная черта знаний – способность к расширению – предсказанию новых фактов и явлений. Накопленные знания составляют интеллектуальный капитал общества;

всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Витгенштейн Л. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2005. – 440 с.

2. Левин И. Основные тенденции развития учебного процесса в школе постиндустриального общества// Рroblems of education in the 21st century, Volume 44. – 2012.– С. 101-112.

3. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. – 384 с.

4. Шваб K. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. ‒ М.: ЕКСМО, 2016. ‒ 230 c.

5. Beshenkov S.A. et al. (2017). Information аnd Cognitive Technologies. Modern Educational Trend. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. DOI: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.21.

6. Karakozov S., Ryzhova N. Information and education system in the context of digitalization of education// Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. №9. Pp. 1635–1647. DOI: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57208902502.

7. Serdyukova, N.A Serdyukov, V.I.. Neustroev. S.S. (2019). Testing as a Feedback in a Smart University and as a Component of the Identification of Smart Systems. Smart Innovation, Systems and Technologies. – Springer, 2019, vol. 144, pp. 527-538.

8. Shutikova M.I., Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V. Information and cognitive technologies in the context of the 4th technological revolution: education aspects// Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. 2019. №9. Pp.1694–1713.DOI: рttps://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57201195846.

9. G. Yalamov (2019) Possible Negative Impacts of Intelligent Learning Systems on the Development of the User's Identity. International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019): Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019/05. vol. 316. pp. 17-19. DOI: https://doi.org/10.2991/icdee - 19.2019.22.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх