Изучение познавательной мотивации студентов методом исследовательского кейса

 
Код статьиS181570410020487-0-1
DOI10.54884/S181570410020487-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник подготовительного отделения для иностранных обучающихся
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы116-120
Аннотация

В статье рассматривается способ применения исследовательского кейса в целях изучения познавательной мотивации российских и иностранных студентов. Автор показывает, как совокупность методик, образующих исследовательский кейс, позволила зафиксировать изменение познавательной мотивации обучающихся в течение определенного периода времени и выявить педагогические условия, оказывающие влияние на учебную мотивацию студентов.

Ключевые словакейс, исследовательский кейс, мотивация, мотив, педагогические условия, факторы мотивации
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов14193
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Познавательная мотивация школьников и студентов является одним из актуальных предметов для исследований в области педагогики, психологии, социологии и других наук об образовании, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями образовательной деятельности.
2 Исследованию проблемы мотивации учебной деятельности посвящены работы многих психологов и педагогов, однако влияние педагогических условий на мотивацию к учебной деятельности в студенческой среде исследовано недостаточно. Педагогические условия развития мотивации к учебной деятельности студентов буду т влиять на учебный процесс, управлять им, что является крайне важным для достижения успешности в академической сфере.
3 Существует множество методов исследования мотивации студентов, широко описанных в педагогической и психологической литературе. Распространёнными являются такие методы, как анкетирование, социальный эксперимент, метод наблюдения. Одним из современных и пока наименее используемых исследователями методов является практика изучения конкретной ситуации. Кейс-стади, или как еще его называют – кейсовый метод – это метод, позволяющий провести детальный анализ конкретной ситуации, он является комплексом практических процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогических проблем.
4 Следует отметить, что изначально кейсы рассматривались как инструменты обучения на конкретных ситуациях. Но в последние годы исследователи начали использовать кейсы для решения исследовательских задач, сохранив суть метода – исследование ситуации, случая.
5 Суть кейсовой технологии заключается в подготовке, создании и упаковке разработанных учебных материалов в так называемый специальный кейс и дальнейшей передаче данных кейсов студентам. Иногда несколько исследовательских кейсов могут быть объединены для того, чтобы определить модели поведения, которые помогают объяснить существующие тенденции [4]. Автором статьи был разработан исследовательский кейс. Предполагалось, что совокупность методик, образующих кейс, позволит зафиксировать изменение познавательной мотивации обучающихся в течение определенного периода времени и выявить педагогические условия, оказывающие влияние на учебную мотивацию студентов.
6 Материал, собранный в разработанный кейс, позволяет сфокусироваться на следующих вопросах: каким образом и почему студенты ведут себя так или иначе. Позволяет учесть большое количество контекстов, которые влияют на выстраивание образовательной практики студентами в процессе получения образования, установить связи между образовательной деятельностью и средой.
7 Разработанный автором кейс содержит:
  1. Опросный лист по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» В. А. Якунина и А. А. Реана [1].
  2. Монографические характеристики группы студентов, данные педагогом группы на начальном и завершающем этапе исследования, в которых акцент делается на мотивационной стороне личности.
  3. Задания для работы с охарактеризованной группой студентов, направленные на развитие их учебной мотивации.
  4. Результаты диагностики уровня и направленности учебной и познавательной мотивации.

всего просмотров: 235

Оценка читателей: голосов 0

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы.– СПб.: Питер, 2000.– 512 с.

2. Килина А. В. Исследовательский кейс как метод изучения условий развития мотивации к учению студентов бакалавриата//Методы педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития науки: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование», посвящённой Дню российской науки 13 февраля 2020 года. Часть 1. Современные ориентиры выбора методов исследования /п од ред. И. С. Батраковой, И. В. Гладкой, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.–С. 99 – 105.

3. Килина А. В. Изучение мотивации к обучению у иностранных студентов // Материалы XXI межвузовской студенческой научной конференции «Студент — Исследователь — Учитель». Санкт-Петербург, 1–12 апреля 2019 года.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.–С. 634.

4. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх