Studying students’ cognitive motivation by case research method

 
PIIS181570410020487-0-1
DOI10.54884/S181570410020487-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Preparatory Department for Foreign Students
Affiliation:
St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI" named after Ulyanov (Lenin)
Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages116-120
Abstract

In this article the way how to apply a research case to study the cognitive motivation of Russian and international students is considered. The author shows how research case allows to record the change in the cognitive motivation of students during a certain period of time and to identify the pedagogical conditions which affect the educational motivation of students.

 

Keywordscase, research case, motivation, motive, pedagogical conditions, motivation factors
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters14193
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Познавательная мотивация школьников и студентов является одним из актуальных предметов для исследований в области педагогики, психологии, социологии и других наук об образовании, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями образовательной деятельности.
2 Исследованию проблемы мотивации учебной деятельности посвящены работы многих психологов и педагогов, однако влияние педагогических условий на мотивацию к учебной деятельности в студенческой среде исследовано недостаточно. Педагогические условия развития мотивации к учебной деятельности студентов буду т влиять на учебный процесс, управлять им, что является крайне важным для достижения успешности в академической сфере.
3 Существует множество методов исследования мотивации студентов, широко описанных в педагогической и психологической литературе. Распространёнными являются такие методы, как анкетирование, социальный эксперимент, метод наблюдения. Одним из современных и пока наименее используемых исследователями методов является практика изучения конкретной ситуации. Кейс-стади, или как еще его называют – кейсовый метод – это метод, позволяющий провести детальный анализ конкретной ситуации, он является комплексом практических процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогических проблем.
4 Следует отметить, что изначально кейсы рассматривались как инструменты обучения на конкретных ситуациях. Но в последние годы исследователи начали использовать кейсы для решения исследовательских задач, сохранив суть метода – исследование ситуации, случая.
5 Суть кейсовой технологии заключается в подготовке, создании и упаковке разработанных учебных материалов в так называемый специальный кейс и дальнейшей передаче данных кейсов студентам. Иногда несколько исследовательских кейсов могут быть объединены для того, чтобы определить модели поведения, которые помогают объяснить существующие тенденции [4]. Автором статьи был разработан исследовательский кейс. Предполагалось, что совокупность методик, образующих кейс, позволит зафиксировать изменение познавательной мотивации обучающихся в течение определенного периода времени и выявить педагогические условия, оказывающие влияние на учебную мотивацию студентов.
6 Материал, собранный в разработанный кейс, позволяет сфокусироваться на следующих вопросах: каким образом и почему студенты ведут себя так или иначе. Позволяет учесть большое количество контекстов, которые влияют на выстраивание образовательной практики студентами в процессе получения образования, установить связи между образовательной деятельностью и средой.
7 Разработанный автором кейс содержит:
  1. Опросный лист по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» В. А. Якунина и А. А. Реана [1].
  2. Монографические характеристики группы студентов, данные педагогом группы на начальном и завершающем этапе исследования, в которых акцент делается на мотивационной стороне личности.
  3. Задания для работы с охарактеризованной группой студентов, направленные на развитие их учебной мотивации.
  4. Результаты диагностики уровня и направленности учебной и познавательной мотивации.

views: 232

Readers community rating: votes 0

1. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy.– SPb.: Piter, 2000.– 512 s.

2. Kilina A. V. Issledovatel'skij kejs kak metod izucheniya uslovij razvitiya motivatsii k ucheniyu studentov bakalavriata//Metody pedagogicheskikh issledovanij na postneklassicheskom ehtape razvitiya nauki: sbornik statej VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie», posvyaschyonnoj Dnyu rossijskoj nauki 13 fevralya 2020 goda. Chast' 1. Sovremennye orientiry vybora metodov issledovaniya /p od red. I. S. Batrakovoj, I. V. Gladkoj, S. A. Pisarevoj, A. P. Tryapitsynoj. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2020.–S. 99 – 105.

3. Kilina A. V. Izuchenie motivatsii k obucheniyu u inostrannykh studentov // Materialy XXI mezhvuzovskoj studencheskoj nauchnoj konferentsii «Student — Issledovatel' — Uchitel'». Sankt-Peterburg, 1–12 aprelya 2019 goda.– SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2020.–S. 634.

4. Strekalova N. D., Belyakov V. G. Razrabotka i primenenie uchebnykh kejsov: prakticheskoe rukovodstvo. – SPb.: Otdel operativnoj poligrafii NIU VShEh, 2013.

Система Orphus

Loading...
Up