Понятия «инклюзивная образовательная среда», «инклюзивное образовательное пространство»: сходства и различия

 
Код статьиS181570410020485-8-1
DOI10.54884/S181570410020485-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Должность: Заведующий кафедрой педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы112-115
Аннотация

В статье  даны дефиниции «инклюзивная образовательная среда», «инклюзивное образовательное пространство». Выделены признаки и компоненты инклюзивной образовательной среды, описана организация инклюзивного образовательного пространства.

Ключевые словаинклюзивная образовательная среда, инклюзивное образовательное пространство, образовательные условия, безбарьерная среда, инклюзивные условия обучения
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов10217
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На современном этапе в педагогике актуализируется и обсуждается важность инклюзивного образования. Сделать возможным получение эффективного и качественного образования всеми детьми и молодежью с учетом специальных образовательных потребностей и ограниченных возможностей здоровья – задача, соответствующая нормам сегодняшнего периода развития общества. Инклюзивное образование создает детям с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями условия, стимулирующие обучающий процесс, и возможность наблюдать, учиться и общаться со своими сверстниками, не имеющими нарушений в развитии.
2 В связи с тем, что инклюзивное образование входит в систему общего образования российских школ непросто, педагогам образовательных учреждений приходится разбираться и осваивать новые методы и технологии преподавания, адаптировать учебные программы для их успешного усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.
3 Острой, безусловно, является и проблема, касающаяся организации инклюзивной образовательной среды и формирования инклюзивного образовательного пространства. Это связано прежде всего с недостаточностью понимания самих терминов «инклюзивная образовательная среда» и «инклюзивное образовательное пространство». В статье ставится цель рассмотреть данные понятия, проанализировать их сходства и различия, определить, являются ли они синонимичными.
4 Чтобы соотнести дефиниции «инклюзивная образовательная среда» и «инклюзивное образовательное пространство», рассмотрим их составляющие.
5 Начнем с понятия «инклюзивная образовательная среда». В состав данного термина входит понятие «образовательная среда», являющееся неотъемлемой частью при рассмотрении условий обучения и воспитания в современной психолого-педагогической науке. Изучением проблем образовательной среды занимались такие исследователи, как И.А. Баева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Дж.Гибсон, Я.Корчак, Г.А.Ковалев, В.В.Рубцов, В.И. Слободчиков, С.В.Тарасов, В.А.Ясвин и другие.
6 И.А. Баева, например, представляет образовательную среду как связь образования со сферой социальной жизни, а среды с факторами образования [7, с. 29]. В.И Слободчиков и В.В.Рубцов, характеризуя образовательную среду, за основу берут принцип развития [4, 5]. В.И Слободчиков, трактуя образовательную среду, описывает ее как процесс подвижный [5]. Исследователь подчеркивает, что этот процесс является результатом взаимодействия образовательного пространства путем координации образования, образовательного учреждения и учащегося.
7 Изученные определения понятия «образовательная среда» опираются на создание условий, связанных не только с выработкой у обучающихся навыков и умений учиться, но и с развитием навыков социализации. Таким образом, опираясь на данные дефиниции, мы понимаем «образовательную среду», инклюзивную образовательную среду как вид образовательной среды, которая предусматривает решение вопроса образования детей с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями не только через адаптацию образовательного пространства (перепланировка учебных кабинетов, создание условий для безбарьерного перемещения внутри здания учебного заведения, наличие специального оборудования и т.д.) к потребностям каждого ребенка, а главным образом через предоставление возможности всем участникам образовательного процесса саморазвиваться. В данной среде, в свою очередь, происходит обновление образовательного процесса: он становится гибким, внедряются новые обучающие методики и технологии, способствующие как улучшению усвоения учебного материала и выработке новых навыков и умений, так и раскрытию потенциала всех учащихся.

всего просмотров: 221

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 271 с.

2. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. – 2009. – № 12 (6). – С. 132–140.

3. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48-56;

4. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.

5. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (Москва 12-14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С.172-176.

6. Хитрюк В.В., Симаева И.Н. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. – 2014. – № 5. – С. 31–39.

7. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: науч.-практ. пособие / под ред. А.Д.Копытова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - 199 с.

8. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.

9. Gibson E. J., Pick A. D. An Ecological Approach to Perceptual Learning and Development. Oxford: Oxford University Press, 2003. 248 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх