«Inclusive educational environment», «inclusive educational space»: their correlation and difference

 
PIIS181570410020485-8-1
DOI10.54884/S181570410020485-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Humanities Sciences
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Occupation: Head of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages112-115
Abstract

The article deals with the comparison of the terms «inclusive educational environment» and «inclusive educational space». On the basis of the approaches to the terms «educational environment» and «educational space» the definitions for «inclusive educational environment» and «inclusive educational space» are given. The characteristics and elements of inclusive educational environment are detected, the structure of inclusive educational space is described. Based on the «inclusive educational environment» and «inclusive educational space» key factors their main correlation and difference are distinguished, it is stated whether they are synonymous terms.

Keywordsinclusive educational environment, inclusive educational space, educational conditions, barrier-free environment, inclusive educational conditions
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters10217
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На современном этапе в педагогике актуализируется и обсуждается важность инклюзивного образования. Сделать возможным получение эффективного и качественного образования всеми детьми и молодежью с учетом специальных образовательных потребностей и ограниченных возможностей здоровья – задача, соответствующая нормам сегодняшнего периода развития общества. Инклюзивное образование создает детям с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями условия, стимулирующие обучающий процесс, и возможность наблюдать, учиться и общаться со своими сверстниками, не имеющими нарушений в развитии.
2 В связи с тем, что инклюзивное образование входит в систему общего образования российских школ непросто, педагогам образовательных учреждений приходится разбираться и осваивать новые методы и технологии преподавания, адаптировать учебные программы для их успешного усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.
3 Острой, безусловно, является и проблема, касающаяся организации инклюзивной образовательной среды и формирования инклюзивного образовательного пространства. Это связано прежде всего с недостаточностью понимания самих терминов «инклюзивная образовательная среда» и «инклюзивное образовательное пространство». В статье ставится цель рассмотреть данные понятия, проанализировать их сходства и различия, определить, являются ли они синонимичными.
4 Чтобы соотнести дефиниции «инклюзивная образовательная среда» и «инклюзивное образовательное пространство», рассмотрим их составляющие.
5 Начнем с понятия «инклюзивная образовательная среда». В состав данного термина входит понятие «образовательная среда», являющееся неотъемлемой частью при рассмотрении условий обучения и воспитания в современной психолого-педагогической науке. Изучением проблем образовательной среды занимались такие исследователи, как И.А. Баева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Дж.Гибсон, Я.Корчак, Г.А.Ковалев, В.В.Рубцов, В.И. Слободчиков, С.В.Тарасов, В.А.Ясвин и другие.
6 И.А. Баева, например, представляет образовательную среду как связь образования со сферой социальной жизни, а среды с факторами образования [7, с. 29]. В.И Слободчиков и В.В.Рубцов, характеризуя образовательную среду, за основу берут принцип развития [4, 5]. В.И Слободчиков, трактуя образовательную среду, описывает ее как процесс подвижный [5]. Исследователь подчеркивает, что этот процесс является результатом взаимодействия образовательного пространства путем координации образования, образовательного учреждения и учащегося.
7 Изученные определения понятия «образовательная среда» опираются на создание условий, связанных не только с выработкой у обучающихся навыков и умений учиться, но и с развитием навыков социализации. Таким образом, опираясь на данные дефиниции, мы понимаем «образовательную среду», инклюзивную образовательную среду как вид образовательной среды, которая предусматривает решение вопроса образования детей с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями не только через адаптацию образовательного пространства (перепланировка учебных кабинетов, создание условий для безбарьерного перемещения внутри здания учебного заведения, наличие специального оборудования и т.д.) к потребностям каждого ребенка, а главным образом через предоставление возможности всем участникам образовательного процесса саморазвиваться. В данной среде, в свою очередь, происходит обновление образовательного процесса: он становится гибким, внедряются новые обучающие методики и технологии, способствующие как улучшению усвоения учебного материала и выработке новых навыков и умений, так и раскрытию потенциала всех учащихся.

views: 217

Readers community rating: votes 0

1. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii: monogr. – SPb.: Izd-vo «SOYuZ», 2002. – 271 s.

2. Bekker I.L., Zhuravchik V.N. Obrazovatel'noe prostranstvo kak sotsial'naya i pedagogicheskaya kategoriya // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Obschestvennye nauki. – 2009. – № 12 (6). – S. 132–140.

3. Zhuravleva S.V. Istoricheskij obzor stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v pedagogicheskoj nauke // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. – 2016. – № 3. – S. 48-56;

4. Rubtsov V.V., Ivoshina T.G. Proektirovanie razvivayuschej obrazovatel'noj sredy shkoly. – M.: Izd-vo MGPPU, 2002. – 272 s.

5. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v kontseptsii razvivayuschego obrazovaniya // 2-aya Rossijskaya konferentsiya po ehkologicheskoj psikhologii. Tezisy (Moskva 12-14 aprelya 2000 g.). – M.: Ehkopsitsentr ROSS, 2000. – S.172-176.

6. Khitryuk V.V., Simaeva I.N. Inklyuzivnoe obrazovatel'noe prostranstvo: SWOT-analiz // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I.Kanta. – 2014. – № 5. – S. 31–39.

7. Chernik B.P. Ehffektivnoe uchastie v obrazovatel'nykh vystavkakh: nauch.-prakt. posobie / pod red. A.D.Kopytova. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2001. - 199 s.

8. Yasvin V.A. Ehkspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy. – M.: Sentyabr', 2000. – 125 s.

9. Gibson E. J., Pick A. D. An Ecological Approach to Perceptual Learning and Development. Oxford: Oxford University Press, 2003. 248 p.

Система Orphus

Loading...
Up