Социокультурные аспекты формирования культуры питания в системе организации питания обучающихся общеобразовательных организаций

 
Код статьиS181570410020484-7-1
DOI10.54884/S181570410020484-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель руководителя Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Должность: Ведущий специалист Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы105-111
Аннотация

В статье рассматривается организация культуры здорового питания обучающихся с учетом региональных и национальных пищевых особенностей и традиций, а также механизмы привлечения элементов национальной кухни в систему школьного питания.

Ключевые словаформирование культуры здорового питания, система организации школьного питания, национальные пищевые традиции, блюда национальной кухни, традиционный пищевой рацион, продукты местного производства
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» № 073-00027-20-02 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)».
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов18301
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современное общество сталкивается с рядом глобальных социальных проблем, факторы которых оказывают воздействие на состояние здоровья как взрослого, так и детского населения. От физического состояния подрастающего поколения зависит будущее нации. В статье рассматривается одна из важных сторон вопроса – укрепление здоровья подрастающего поколения путем формирования у детей и подростков навыков культуры здорового питания.
2 Рассмотрим ключевые факторы, которые влияют на систему питания в целом и на питание детей и подростков в частности.
3 В современном обществе учащийся находится в двойственной ситуации: с одной стороны, популяризация здорового образа жизни (СМИ, образовательными организациями, в семье и т.д.) воспитывает в ребенке желание быть здоровым физически, в том числе и посредством здорового питания; с другой стороны, современный ритм жизни диктует свои условия – упрощенные технологии приготовления блюд, питание вне дома. Даже традиции семейных мероприятий претерпевают изменения – все чаще семейные домашние праздники заменяются походами в торгово-развлекательные центры и обедами в заведениях общественного питания, специализирующихся на реализации блюд быстрого приготовления.
4 Для результативного решения вопросов совершенствования системы школьного питания необходимо рассматривать ее как «...элемент системы формирования здорового образа жизни всего общества, развития культуры питания и применения здоровьесберегающих технологий» [6].
5 В сложившейся ситуации на образовательные организации возлагаются задачи по укреплению здоровья подрастающего поколения:
  • обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием во время пребывания в образовательной организации;
  • организация школьного питания в контексте системы формирования здорового образа жизни обучающихся, развития культуры питания и применения здоровьесберегающих технологий [15];
  • создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся мотивации к здоровому питанию;
  • формирование культуры здорового питания с учетом национальных традиций региона.
6 Цель государственной политики в области здорового питания обучающихся – создание оптимальных условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей детей в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Основные стратегические направления предоставления качественного и доступного горячего питания обучающимся общеобразовательных организаций отражены в национальных проектах «Образование» и «Демография» [9]. Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [13]. Проект предусматривает создание в общеобразовательных организациях необходимых условий для получения обучающимися образования, в том числе и обеспечение качественным и здоровым питанием. Национальный проект «Демография» включает пять федеральных проектов, одним из которых является «Укрепление общественного здоровья». Для реализации федерального проекта определены мероприятия, направленные на «…разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции» [13].

всего просмотров: 257

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева Е. К. Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии // Гуманитарный вектор. История, политология. – 2012. – № 2 (30). – C. 143-147.

2. Боринская С. А. Генетическое разнообразие народов // Биология. – 2005. – № 13 (788) [Электронный ресурс]. – URL: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200501301 (дата обращения 22.05.2020).

3. Веселов Ю. В. Процессы глобализации питания: взаимное влияние культур Запада и Востока // Здоровье и образование в XXI веке [Электронный ресурс]. – URL: https://clinical-journal.co.uk/gallery/print_2016__9_p.135-141.pdf (дата обращения 20.03.2020).

4. Иванова Г. В. Особенности питания в школах-интернатах Севера // Портал о развитии Арктики Goarctic.ru [Электронный ресурс]. – URL: https: //goarctic.ru/live/osobennosti-pitaniya-v-shkolakh-internatakh-severa/ (дата обращения 22.03.2020).

5. Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В., Куликов А. А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4 (36). – С. 31-47.

6. Миндзаева Э. В., Бешенков С. А., Адамчук Д. В. Информационные аспекты развития систем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 3 (35). – С. 5-19.

7. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В. и др. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в общеобразовательных организациях как инструмент для разработки концепции питания обучающихся // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 68-79.

8. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Бешенков С. А. и др. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 99-116.

9. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Чайко И. Л. и др. Организация школьного питания в Российской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 1 (37). – С. 4-13.

10. Новикова Ю. А., Шепелева О.А. Научные основы создания оптимального рациона питания детского населения Арктической зоны Российской Федерации // Российская Арктика. – 2018. – № 3. – С. 33-50.

11. О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики (по трудам К. Д. Ушинского). сост. П. А. Лебедев.– М.: Амрита, 2018. – 212 с.

12. Рамазанова З. Б. Питание сельского населения нагорного Дагестана как важнейший механизм этноэкологической адаптации // История, археология и этнография Кавказа. – 2017. – № 2 (13). – С. 107-118 [Электронный ресурс]. – URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/36 (дата обращения 22.03.2020).

13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Информационно-правовая база Консультант плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 24.03.2020).

14. Четверть образовательных учреждений Казани предлагает детям халяльное питание/ Информационный портал Бизнес Online [Электронный ресурс]. – URL: https://www.business-gazeta.ru/news/456762 (дата обращения 22.03.2020).

15. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2019. – Vol. 316. – Pp. 24-30.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх