Учебное задание в начальной школе: дидактический потенциал

 
Код статьиS181570410020474-6-1
DOI10.54884/S181570410020474-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики начального образования
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Иркутск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы93-97
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «учебное задание», задачи, решаемые при помощи учебных заданий, проблема разработки многоцелевых учебных заданий для начальной школы, обладающих высокой дидактической ценностью и способствующих формированию у младших школьников предметных и метапредметных результатов, показан потенциал использования учебного задания для формирования универсальных учебных действий разных групп.

Ключевые словаучебное задание; универсальные учебные действия; младший школьник; планируемые результаты
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов13397
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время педагогической наукой накоплен большой объем исследований по теории учебных заданий. Ученые изучают вопросы, связанные с терминологией, функциями, структурой, различными классификациями учебных заданий (С. Ф. Жуйков, И. К. Журавлев, И. Я. Лернер, Ф. Б. Сушкова, А. И. Уман, М. А. Федорова и др.).
2 Анализ научной литературы по проблеме учебных заданий свидетельствует, что единого определения данного понятия не существует. Исследователи по-разному трактуют указанную дидактическую категорию, при этом нередко используют термины «задание», «упражнение», «задача», «вопрос» как синонимы, что способствует достаточно вольному их применению и затрудняет понимание их смысла [5].
3 В общем смысле термин «задание» обозначает поручение субъекту, требующее выполнения каких-то действий или получения какого-то результата [6; 13; 15]. Учебное задание как дидактическое понятие определяется большинством исследователей как вид поручения учителя ученикам, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия с целью усвоения учебного содержания [2; 3, с. 89–90; 11].
4 А. И. Уман, внесший значительный вклад в разработку теории учебных заданий, рассматривал учебное задание через призму содержания образования. Исследователь называет учебное задание специальным средством, с помощью которого учитель и учащийся, в реальном учебном процессе не вступающие в непосредственное взаимодействие с содержанием образования, могут его использовать (учитель – для передачи, учащийся – для приема и усвоения) [13].
5 Кроме того, А. И. Уман выявляет еще одну характеристику учебного задания – как форму, в которой воплощается содержание образования. Данное положение ученый аргументирует тем, что педагог транслирует содержание образования не в чистом виде, а в форме учебного задания. Учащийся же, присваивая тот или иной компонент содержания, выполняет полученное задание в собственной деятельности, в результате чего «содержание образования как бы сбрасывает с себя оболочку – задание и присваивается учащимся» [13, с. 70]. Таким образом, учебное задание рассматривается А. И. Уманом как средство реализации и форма воплощения содержания образования.
6 Е. А. Беляева и Н. В. Кузнецова также говорят об учебном задании как о средстве организации содержания образования. При этом исследователи отмечают ориентированность учебного задания на достижение школьниками личностных результатов обучения [1] и на формирование познавательного опыта обучающихся [8].
7 Таким образом, педагог помещает учебное содержание в оболочку заданий и предъявляет их учащимся как норму для выполнения; ученик же выполняет задания-требования, усваивая при этом учебное содержание. В связи с этим, как отмечает С. И. Поздеева, важна особая культура, которая подразумевает «культуру предъявления педагогом заданий, образцов их выполнения; культуру разъяснения алгоритмов (памяток, инструкций) как пошагового руководства к действию; культуру организации выполнения упражнений (подготовительного, исполнительского и контрольного этапов), отработки точности и правильности выполнения учебных действий по алгоритму; культуру внешнего контроля и оценки правильности выполнения учебных заданий» [10, с. 37]. Кроме того, в своем исследовании С. И. Поздеева приводит обоснование зависимости специфики учебных заданий от того, какую модель организации совместной деятельности выбирает педагог (авторитарная, лидерская, партнерская) и описывает технологию организации совместной деятельности учителя и учащихся при реализации каждой из моделей [10].

всего просмотров: 257

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляева Е.А. Учебное задание как педагогическое средство достижения личностных результатов обучения в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Тверь, 2019. - 24 с.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.– С. 89–90.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.

4. Давронов И.Э. Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение» // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 323–326.

5. Жданова Е.А. Особенности разработки многоцелевых учебных заданий в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2019. Т. 10.– 2019.– № 1. – С. 30–35.

6. Закирова С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2007.– 23 с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

8. Кузнецова Н.В. Учебные развивающие задания как средство формирования познавательного опыта школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Владимир, 2010. – 25 с.

9. Пикалов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: На опыте начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург, 1999. – 25 с.

10. Поздеева С.И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. – Вып. 3.– С. 36–41.

11. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

12. Самарцева С.Л. Учебное задание в системе профессионального музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2004.–24 с.

13. Уман А.И. Учебное задание и его типы // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1983. – №2.– С. 32–35.

14. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии //Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 /сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988.- 496 с.

15. Шилова Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1980. – 12 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх