Историко-педагогический анализ развития отечественной системы профессионального образования

 
Код статьиS181570410019925-2-1
DOI10.54884/S181570410019925-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: Новгородский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы64-72
Аннотация

В статье анализируются исторические основы создания и развития системы профессионального образования в России, тенденции и риски подготовки специалистов среднего звена, институциональный базис процесса. Рассмотрен теоретический фундамент исследования совмещения теоретической профессиональной подготовки с практическим обучением на предприятии, специфики профессионального образования в современном мире, влияющего на становление экономики, производства, а также на развитие структуры общества. На основе исторического анализа описаны этапы и периоды становления системы подготовки профессиональных кадров. Представлены результаты исследования.

Ключевые словасреднее профессиональное образование, этапы и периоды становления системы профессионального образования, модернизация СПО, WorldSkills
Получено29.04.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов19462
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современные требования к образованию молодого специалиста в России и за рубежом поставили перед отечественной системой среднего профессионального образования в рамках национального проекта «Образование» цель – войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования, обеспечив ее конкурентоспособность на мировой арене. На достижение данной цели направлена государственная и региональная политика по построению более гибкой образовательной системы, оперативно реагирующей на быстро меняющиеся социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий [10]. Поэтому сегодня приоритетными тенденциями развития системы среднего профессионального образования становятся: выявление и продвижение новых и перспективных профессий и специальностей, входящих в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, развитие региональных систем СПО, способствующее укреплению профессиональных образовательных организаций и повышению престижа рабочих профессий и специальностей, удовлетворению профессиональных запросов молодого поколения и обеспечению региональной экономики квалифицированными кадрами.
2 В данном контексте изучение исторического и педагогического опыта, тенденций и особенностей становления системы профессионального образования в России, этапов развития профессиональной подготовки специалистов среднего звена имеет теоретическое и научно-практическое значение для прогнозирования результатов и построения эффективных моделей управления качеством среднего профессионального образования [5].
3 Это связывается с тем, что, как отмечают многие исследователи, содержание профессионального образования и его целевые установки отражают приоритетные идеи каждого этапа развития общества и государства [9].
4 Рассмотрение среднего профессионального образования как целостной системы опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, касающиеся исторического базиса его становления (Е. А. Иуков, Р. И. Нуретдинов, Н. А. Ражова, А. В. Скоробогатов и др.), повышения качества современной подготовки специалистов среднего звена (Н. И. Натус, Л. В. Резинкина, Г. А. Чередниченко, А. И. Шабалин и др.), реформирования региональных систем профессионального образования (Т.М. Аминов, Р.М. Асадуллин, Т. Р. Юсупов и др.).
5 Специалистом в области разработки проблем качества среднего профессионального образования Л.В. Резинкиной подчеркивается значительное продвижение в решении данной проблемы в сфере государственной политики и региональной практики и раскрывается проблемное поле развития этой системы. К позитивным решениям в этой области автор относит: построение дуальных систем подготовки специалистов, формирование проектной культуры, цифровизацию, внедрение интерактивных и дистанционных форм обучения и др. [10]. Однако это только признаки модернизации, конкретные пути её достижения пока только нащупываются. Поэтому появилась необходимость решения научной задачи – поиска путей преодоления отставания качества среднего профессионального образования от зарубежных аналогов. Сегодня появляются исследователи-практики, которые поднимают научную проблему внедрения новых инструментов оценивания качества подготовки современных специалистов на уровне СПО.

всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. Аминов Т. М., Асадуллин Р. М. Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 148–171. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-148-171

2. Игтисамова Г. Р., Вахитова Р. Р. Открытие профессиональных школ при казенных предприятиях России в XVIII веке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 175-179.

3. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: статистический сборник. М.: Информационно-издательский центр, 1990. 235 c.

4. Неустроева А. Н. Из истории профессиональной подготовки учительниц начальных классов в женских гимназиях Якутии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 210-215.

5. Нуретдинов Р. И. Становление и развитие среднего профессионального образования России // Человек и образование. 2021. №1 (66). С. 151-156.

6. Образование в конце 20 века // Большая российская энциклопедия. Том Россия. М., 2004. С. 683-686.

7. Образование в Российской Федерации: 2010: статистический сборник. М.: ГУВШЭ, 2010. 492 с.

8. Образование в цифрах: 2019. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 97 с.

9. Ражова Н.А. История развития профессионального образования в России // Молодой ученый. 2019. № 25 (263). С. 429-431.

10. Резинкина Л. В. Формирование проектной культуры будущих специалистов в условиях модернизации СПО // Достижения науки и образования. 2020. № 13(67). С. 26-28.

11. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: Российская Академия Наук. Институт Российской истории, 1995. 415 с.

12. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №2 (26). С.181-185.

13. Сопин В.И., Батаршев А.В. Институт профессионально-технического образования РАО в развитии методологии и практики отечественной профессиональной школы // Человек и образование. 2013. №3 (36). С. 15-20.

14. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе //Вопросы образования. 2020. № 1. С. 283-301.

15. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. №3 С. 152-182.

16. Школы взрослых // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

17. Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов // Факты образования. 2017. №4 (13). 28 c.

18. Юсупов Т.Р. Формирование корпуса индустриальных кадров в Чечено-Ингушетии в 1960-1980 годы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 3. С. 66-69.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх