«Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил…»

 
Код статьиS181570410020466-7-1
DOI10.54884/S181570410020466-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы70-74
Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в Сторожищенской исправительной колонии-приюте Смоленской губернии в конце XIX – начале XX века с позиции воспитательного подхода. Идеи данного подхода оказывали положительное воздействие на детей, преступивших закон.

Ключевые словавоспитание, несовершеннолетние правонарушители, Сторожищенская колония-приют, Смоленская губерния, воспитательный подход, К.Д. Ушинский, П.Г. Редкин
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90023.
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов11775
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 При возникновении в обществе важных социальных проблем, безусловно, появляются пути их решения. На определенном этапе исторического развития научная мысль предлагает способы борьбы с возникающими противоречиями. В XXI веке ученые расширяют горизонты исследований, находя выход из трудных ситуаций. Эта тенденция актуальна не только для современной России, но она также находила свое отражение и в прошлом.
2 Во второй половине XIX века Российская империя переживала не самый простой период. Это время характеризовалось государственными изменениями, повлиявшими на весь уклад жизни общества. Отмена крепостного права делала крестьян лично свободными. Однако долгожданная свобода превращала некоторых из них в жертв, не способных адаптироваться к настолько резкой смене общественно-политического строя. Бывшие крепостные были вынуждены искать пути выхода из этой тяжелой ситуации, уходили на заработки в города, пытались начинать собственное дело. Отрицательным моментом здесь являлось то, что их семьи в это время оставались одни, без кормильца, что приводило к обострению разного рода проблем. Одной из них являлась преступность несовершеннолетних. Дети, оставленные родителями или не знавшие их вообще, еще более остро переживали сложившуюся в Российской империи ситуацию, не могли приспособиться к новым для них условиям. Это часто заставляло их идти по пути нарушения закона. Статистика детских правонарушений в стране в конце XIX века выглядела совсем не утешающей. В 1896 году всего было осуждено 37785 человек. Из них 965 несовершеннолетних младше 17 лет и 705 несовершеннолетних в возрасте 17 лет. Таким образом, 1670 детей в империи выбрали для себя преступный путь [6].
3 Исследователь А.С. Думов отмечает, что «до середины XIX века проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних не воспринималась наукой в России как социально значимая и требующая специального исследовательского внимания. Интерес к ней в научных кругах появился с середины XIX века, вместе с реформированием жизни народа, в обстановке глубинных сдвигов перехода к новой нормативно-ценностной системе появились не отдельные личности, а целые «проблемные» группы людей. Они не смогли приспособиться к изменившимся социальным условиям, оказавшись в популяции дезадаптивных, отверженных личностей» [5, с. 56]. По мнению исследователя В.Д. Плахова, к такой категории относились внебрачные, бездомные, беспризорные дети. Жизненные обстоятельства постепенно приводили на путь нарушения закона [7].
4 Со второй половины XIX века начался «активный процесс рефлексии данной проблемы в науке. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних стало проблемой, имевшей фундаментальную социальную значимость» [5, с. 56]. Это привело к появлению методологических подходов, рассматривавших данное социальное противоречие и предлагавших пути решения этой острой социальной проблемы.

всего просмотров: 267

Оценка читателей: голосов 0

1. ГАСО (1902). Биографии воспитанников Сторожищенской исправительной колонии-приюта. Ф. Р-368, оп. 1, д. 1.

2. ГАСО (1904). Доклад педагогического совета Смоленской исправительной колонии Комитету по управлению делами и имуществом Смоленского общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних и Сторожищенской сельскохозяйственной школы. Ф. Р-368, оп. 1, д. 5.

3. ГАСО (1910). Доклад Педагогического совета Смоленской исправительной колонии Комитету по управлению делами и имуществом Смоленского общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних и Сторожищенской сельскохозяйственной школы. Ф. Р-368, оп. 1, д. 13.

4. ГАСО (1912). Доклад Педагогического Совета Смоленской исправительной колонии комитету по управлению делами и имуществом Смоленского Общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних и Сторожищенской сельскохозяйственной школы от 16 марта 1912 года. Ф. Р-368, оп. 1, д. 5.

5. Думов А. С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России: вторая половина XIX - первая треть XX века: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2013. – 149 с.

6. Зак А. И. Характеристика детской преступности // Дети - преступники. Сборник статей с 15 фотографиями и с приложением библиографических указателей. – 1912. – С. 79-120.

7. Плахов В. Д. Социальные нормы и ценностные ориентации // Личность и общество. Ценностные ориентации личности и образ жизни: межвуз. сб. – Калининград. – 1979. – № 4. – С. 22-31.

8. Редкин П. Г. О причинах преступлений и о средствах противодействовать их умножению. – М.: Университет. тип., 1842. – С. 194-262.

9. Редкин П. Г. Что такое воспитание? // Воспитание. – 1857.– № 1-3.

10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. – 1856. – Т. 1.

11. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 354 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх