«Education, when perfected, can greatly expand the limits of human strength…»

 
PIIS181570410020466-7-1
DOI10.54884/S181570410020466-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages70-74
Abstract

The article deals with the specifics of the organisation of the educational process of underage criminals in Storozhishchensky corrective colony shelter of the Smolensk province in the late 19th – early 20th century from the perspective of the educational approach. The ideas of this approach had positive effect on the children who broke the law.

Keywordseducation, underage criminals, Storozhishchensky colony shelter, Smolensk province, educational approach, K. D. Ushinsky, P. G. Redkin
Acknowledgment Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-313-90023.
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters11775
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 При возникновении в обществе важных социальных проблем, безусловно, появляются пути их решения. На определенном этапе исторического развития научная мысль предлагает способы борьбы с возникающими противоречиями. В XXI веке ученые расширяют горизонты исследований, находя выход из трудных ситуаций. Эта тенденция актуальна не только для современной России, но она также находила свое отражение и в прошлом.
2 Во второй половине XIX века Российская империя переживала не самый простой период. Это время характеризовалось государственными изменениями, повлиявшими на весь уклад жизни общества. Отмена крепостного права делала крестьян лично свободными. Однако долгожданная свобода превращала некоторых из них в жертв, не способных адаптироваться к настолько резкой смене общественно-политического строя. Бывшие крепостные были вынуждены искать пути выхода из этой тяжелой ситуации, уходили на заработки в города, пытались начинать собственное дело. Отрицательным моментом здесь являлось то, что их семьи в это время оставались одни, без кормильца, что приводило к обострению разного рода проблем. Одной из них являлась преступность несовершеннолетних. Дети, оставленные родителями или не знавшие их вообще, еще более остро переживали сложившуюся в Российской империи ситуацию, не могли приспособиться к новым для них условиям. Это часто заставляло их идти по пути нарушения закона. Статистика детских правонарушений в стране в конце XIX века выглядела совсем не утешающей. В 1896 году всего было осуждено 37785 человек. Из них 965 несовершеннолетних младше 17 лет и 705 несовершеннолетних в возрасте 17 лет. Таким образом, 1670 детей в империи выбрали для себя преступный путь [6].
3 Исследователь А.С. Думов отмечает, что «до середины XIX века проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних не воспринималась наукой в России как социально значимая и требующая специального исследовательского внимания. Интерес к ней в научных кругах появился с середины XIX века, вместе с реформированием жизни народа, в обстановке глубинных сдвигов перехода к новой нормативно-ценностной системе появились не отдельные личности, а целые «проблемные» группы людей. Они не смогли приспособиться к изменившимся социальным условиям, оказавшись в популяции дезадаптивных, отверженных личностей» [5, с. 56]. По мнению исследователя В.Д. Плахова, к такой категории относились внебрачные, бездомные, беспризорные дети. Жизненные обстоятельства постепенно приводили на путь нарушения закона [7].
4 Со второй половины XIX века начался «активный процесс рефлексии данной проблемы в науке. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних стало проблемой, имевшей фундаментальную социальную значимость» [5, с. 56]. Это привело к появлению методологических подходов, рассматривавших данное социальное противоречие и предлагавших пути решения этой острой социальной проблемы.

views: 264

Readers community rating: votes 0

1. GASO (1902). Biografii vospitannikov Storozhischenskoj ispravitel'noj kolonii-priyuta. F. R-368, op. 1, d. 1.

2. GASO (1904). Doklad pedagogicheskogo soveta Smolenskoj ispravitel'noj kolonii Komitetu po upravleniyu delami i imuschestvom Smolenskogo obschestva ispravitel'nykh priyutov i kolonij dlya nesovershennoletnikh i Storozhischenskoj sel'skokhozyajstvennoj shkoly. F. R-368, op. 1, d. 5.

3. GASO (1910). Doklad Pedagogicheskogo soveta Smolenskoj ispravitel'noj kolonii Komitetu po upravleniyu delami i imuschestvom Smolenskogo obschestva ispravitel'nykh priyutov i kolonij dlya nesovershennoletnikh i Storozhischenskoj sel'skokhozyajstvennoj shkoly. F. R-368, op. 1, d. 13.

4. GASO (1912). Doklad Pedagogicheskogo Soveta Smolenskoj ispravitel'noj kolonii komitetu po upravleniyu delami i imuschestvom Smolenskogo Obschestva ispravitel'nykh priyutov i kolonij dlya nesovershennoletnikh i Storozhischenskoj sel'skokhozyajstvennoj shkoly ot 16 marta 1912 goda. F. R-368, op. 1, d. 5.

5. Dumov A. S. Problema preodoleniya otklonyayuschegosya povedeniya nesovershennoletnikh v pedagogike Rossii: vtoraya polovina XIX - pervaya tret' XX veka: dis. … kand. ped. nauk. – Volgograd, 2013. – 149 s.

6. Zak A. I. Kharakteristika detskoj prestupnosti // Deti - prestupniki. Sbornik statej s 15 fotografiyami i s prilozheniem bibliograficheskikh ukazatelej. – 1912. – S. 79-120.

7. Plakhov V. D. Sotsial'nye normy i tsennostnye orientatsii // Lichnost' i obschestvo. Tsennostnye orientatsii lichnosti i obraz zhizni: mezhvuz. sb. – Kaliningrad. – 1979. – № 4. – S. 22-31.

8. Redkin P. G. O prichinakh prestuplenij i o sredstvakh protivodejstvovat' ikh umnozheniyu. – M.: Universitet. tip., 1842. – S. 194-262.

9. Redkin P. G. Chto takoe vospitanie? // Vospitanie. – 1857.– № 1-3.

10. Ushinskij K. D. O narodnosti v obschestvennom vospitanii // Pedagogicheskie sochineniya. – 1856. – T. 1.

11. Ushinskij K. D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel'nom znachenii. – M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2019. – 354 s.

Система Orphus

Loading...
Up