Pedagogical topics in the works of E.G. Yudin

 
PIIS181570410020465-6-1
DOI10.54884/S181570410020465-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Personality Psychology, Special Psychology and Correctional Pedagogy
Affiliation: Ryazan State University named after S.A. Yesenin
Address: Russian Federation, Ryazan
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages64-69
Abstract

The article analyzes the pedagogical themes in the works of E. G. Yudin. It is noted that a significant influence on his scientific ideas had a stay in the conclusion of a political article. The paper considers the views of E. G. Yudin on the role of collective activity in the training and upbringing of a person, which ensures the formation of an individual as a social personality. E. G. Yudin's ideas about the role of the education system in the development of creative thinking are described.

 

Keywordsalgorithmized learning, scientific and theoretical thinking, problem-based learning, systematic approach, creative qualities of the individual, testing
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters15787
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Труды Э.Г. Юдина по системно-методологическому анализу оказали огромное влияние на развитие отечественной науки и гуманитарной культуры.
2 Цель нашей статьи – проанализировать педагогическую тематику в работах Э.Г. Юдина. Для достижения этой цели мы предполагаем решить несколько задач: во-первых, рассмотреть взгляды Э.Г. Юдина на роль коллективной деятельности в обучении и воспитании человека; во-вторых, описать представления Э.Г Юдина о роли системы образования в развитии творческого мышления; в-третьих, выявить специфику использования разрабатываемого Э.Г. Юдиным системного подхода в педагогике.
3 Значительное влияние на научные взгляды Э.Г. Юдина оказало его пребывание в заключении. В 1957 году он был осужден на десять лет по статье 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда). Находясь в лагере и не имея возможности из-за отсутствия литературы заниматься философией, он в свободное от работы время начинает осваивать высшую математику и физику. Книги только по такой тематике имелись в лагерной библиотеке. Он занимается математикой и другими предметами школьной программы с некоторыми работниками лагерной администрации и их родственниками. Пребывание в лагере и занятие точными науками изменяет философские взгляды ученого. В 1958 году он пишет матери: «У меня вполне определенный научный интерес: если раньше я думал о переходе к эстетике, то теперь меня больше всего интересует общая теория развития общества» [6, с.370]. Читая письма Э.Г. Юдина из заключения, понимаешь, насколько неопределенно ощущал свое будущее известный ученый. Однако в них прослеживается оптимизм и желание заниматься научной деятельностью, которая будет полезна обществу.
4 Рассмотрение педагогических взглядов Э.Г. Юдина мы решили начать с его исследований коллективной деятельности и ее роли в образовании. Специфическую функцию обучения и воспитания ученый видит в том, чтобы обеспечить становление индивида как социальной личности, включенной в систему различных общественных отношений. Он пишет: «Таких систем три: 1) производство (материальное и духовное), 2) связи с культурой (то есть с фиксированными в той или иной форме «нормами» деятельности по созданию вещей и знаков), 3) межиндивидуальное (личностное) общение» [7, с.165]. Предложенные ученым системы являются особыми сферами деятельности человечества. Э.Г. Юдин исходит из того, что индивиды приобретают определенные знания, умения и навыки в исторически меняющихся условиях «коллективной деятельности». Деятельность выступает для ученого как специфическая форма активного отношения человека к окружающему его миру, изменения и преобразования его на основе освоения и развития различных форм культуры. Э.Г. Юдин пишет: «…человек противопоставляет себе объект деятельности как материал, который в согласии со своими собственными законами, но также и в согласии с целями человека должен получить новую форму и новые свойства, превратиться из внеположенного материала в продукт деятельности и уже в этом своем качестве включиться в социальную жизнь» [6, с.247].

views: 233

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev N.G., Yudin Eh.G. Issledovanie tvorchestva v nauke i obuchenie tvorchestvu v shkole // Nauchnoe tvorchestvo.– M.: Nauka, 1969.– S.387-404.

2. Pospelov D.A., Yudin Eh.G. Kontseptsiya «tochnoj» pedagogiki i ee osnovaniya // Voprosy filosofii.–1967.– №6.– S.168-174.

3. Khenner E.K., Oznobikhina T.S. Kvalimetricheskij podkhod v obrazovanii // Obrazovanie i nauka.–2012.– №1.– S.17-25.

4. Schedrovitskij G.P., Yudin Eh.G. Pedagogika i sotsiologiya. Soobschenie. Osnovnye linii svyazi pedagogiki i sotsiologii // Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. Vyp. VII. – M.: Prosveschenie,1966. – S.80-88.

5. Yudin Eh.G. Kakoj budet shkola? // Novyj mir.– 1973.– №9.– S.277-280.

6. Yudin Eh.G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost'.– M.: Ehditorial URSS, 1997.– 446 s.

7. Yudin Eh.G. O nekotorykh aspektakh logicheskogo issledovaniya soderzhaniya obucheniya v zavisimosti ot tselej obrazovaniya // Tez. dokl. na II s'ezde Obschestva psikhologov. Vyp. 2, M., 1963. S.165-167.

Система Orphus

Loading...
Up