Педагогическая тематика в трудах Э.Г. Юдина

 
Код статьиS181570410020465-6-1
DOI10.54884/S181570410020465-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики
Аффилиация: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы64-69
Аннотация

В статье проанализирована педагогическая тематика в работах Э.Г. Юдина. Рассмотрены взгляды Э.Г. Юдина на роль коллективной деятельности в обучении и воспитании человека, которая обеспечивает становление индивида как социальной личности. Обозначена необходимость построения системной методологии, позволяющей получать расширенное представление о сложных объектах образовательной среды.

Ключевые словаалгоритмизированное обучение, научно-теоретическое мышление, проблемное обучение, системный подход, творческие качества личности, тестирование
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов15787
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Труды Э.Г. Юдина по системно-методологическому анализу оказали огромное влияние на развитие отечественной науки и гуманитарной культуры.
2 Цель нашей статьи – проанализировать педагогическую тематику в работах Э.Г. Юдина. Для достижения этой цели мы предполагаем решить несколько задач: во-первых, рассмотреть взгляды Э.Г. Юдина на роль коллективной деятельности в обучении и воспитании человека; во-вторых, описать представления Э.Г Юдина о роли системы образования в развитии творческого мышления; в-третьих, выявить специфику использования разрабатываемого Э.Г. Юдиным системного подхода в педагогике.
3 Значительное влияние на научные взгляды Э.Г. Юдина оказало его пребывание в заключении. В 1957 году он был осужден на десять лет по статье 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда). Находясь в лагере и не имея возможности из-за отсутствия литературы заниматься философией, он в свободное от работы время начинает осваивать высшую математику и физику. Книги только по такой тематике имелись в лагерной библиотеке. Он занимается математикой и другими предметами школьной программы с некоторыми работниками лагерной администрации и их родственниками. Пребывание в лагере и занятие точными науками изменяет философские взгляды ученого. В 1958 году он пишет матери: «У меня вполне определенный научный интерес: если раньше я думал о переходе к эстетике, то теперь меня больше всего интересует общая теория развития общества» [6, с.370]. Читая письма Э.Г. Юдина из заключения, понимаешь, насколько неопределенно ощущал свое будущее известный ученый. Однако в них прослеживается оптимизм и желание заниматься научной деятельностью, которая будет полезна обществу.
4 Рассмотрение педагогических взглядов Э.Г. Юдина мы решили начать с его исследований коллективной деятельности и ее роли в образовании. Специфическую функцию обучения и воспитания ученый видит в том, чтобы обеспечить становление индивида как социальной личности, включенной в систему различных общественных отношений. Он пишет: «Таких систем три: 1) производство (материальное и духовное), 2) связи с культурой (то есть с фиксированными в той или иной форме «нормами» деятельности по созданию вещей и знаков), 3) межиндивидуальное (личностное) общение» [7, с.165]. Предложенные ученым системы являются особыми сферами деятельности человечества. Э.Г. Юдин исходит из того, что индивиды приобретают определенные знания, умения и навыки в исторически меняющихся условиях «коллективной деятельности». Деятельность выступает для ученого как специфическая форма активного отношения человека к окружающему его миру, изменения и преобразования его на основе освоения и развития различных форм культуры. Э.Г. Юдин пишет: «…человек противопоставляет себе объект деятельности как материал, который в согласии со своими собственными законами, но также и в согласии с целями человека должен получить новую форму и новые свойства, превратиться из внеположенного материала в продукт деятельности и уже в этом своем качестве включиться в социальную жизнь» [6, с.247].

всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе // Научное творчество.– М.: Наука, 1969.– С.387-404.

2. Поспелов Д.А., Юдин Э.Г. Концепция «точной» педагогики и ее основания // Вопросы философии.–1967.– №6.– С.168-174.

3. Хеннер Е.К., Ознобихина Т.С. Квалиметрический подход в образовании // Образование и наука.–2012.– №1.– С.17-25.

4. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. Педагогика и социология. Сообщение. Основные линии связи педагогики и социологии // Новые исследования в педагогических науках. Вып. VII. – М.: Просвещение,1966. – С.80-88.

5. Юдин Э.Г. Какой будет школа? // Новый мир.– 1973.– №9.– С.277-280.

6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность.– М.: Эдиториал УРСС, 1997.– 446 с.

7. Юдин Э.Г. О некоторых аспектах логического исследования содержания обучения в зависимости от целей образования // Тез. докл. на II съезде Общества психологов. Вып. 2, М., 1963. С.165-167.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх