Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения

 
Код статьиS181570410020464-5-1
DOI10.54884/S181570410020464-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы57-63
Аннотация

В статье анализируется процесс развития идеи индивидуализации образования как исторической предпосылки персонифицированного обучения, выделяются и характеризуются этапы развития идей индивидуализации образования, делается вывод о соотношении понятий «индивидуализация образования» и «персонифицированное обучение».

Ключевые словаперсонифицированное обучение, индивидуализация образования, этапы развития идеи индивидуализации образования
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов18224
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Персонифицированное обучение рассматривается сегодня в качестве наиболее перспективного направления развития современного образовательного процесса на всех его уровнях. Опираясь на основные идеи современного гуманитарного знания о понимании образования как процесса развития личностного ресурса человека, как способа существования, самоизменения и самоопределения человека, идея персонифицированного обучения имеет достаточно глубокие исторические корни. Становление идеи персонифицированного обучения в педагогической теории и практике тесно взаимосвязано с развитием идей о необходимости учета индивидуальных особенностей человека, его интересов и возможностей, созданием условий для свободного выбора человеком предмета познания и способов его изучения. Исследуя проблему становления идеи персонифицированного обучения, представляется важным определится по нескольким позициям.
2 Во-первых, предопределяющим моментом в изучении развития любого знания, в том числе и педагогического, является понимание сути научного знания в форме идеи. Согласно определению Е.В. Иванова, «идея является высшей формой обобщения, в которой слиты воедино синтезированное теоретическое знания и представления об изучаемом объекте, а также заданы ориентиры и намечены способы ее реализации» [3, с.39]. Научная идея рождается на основе анализа предшествующего опыта развития знания, его синтеза и преобразования в новую систему знаний, определяющих вектор развития теории и практики. По мнению Е. В. Иванова, «определить идею – значит раскрыть всю систему научного знания, основывающуюся на ней, процесс ее становления и развития» [3, с.39].
3 Во - вторых, для понимания современных педагогических идей, очень важно определить исторические предпосылки становления научной идеи. Обращение к педагогическому прошлому «позволяет учесть исторический опыт в сегодняшнем обучении и воспитании, высвечивает истоки современного педагогического процесса. Оно дает координаты и инструменты ориентации в педагогических проблемах, помогает понять их истоки и осмыслить имеющийся опыт их решения, определить пути их преодоления» [7, с.76].
4 Источниковедческую базу для определения исторических предпосылок становления идеи персонифицированного обучения составили историко-педагогические исследования, обращенные к анализу становления понятий «индивидуализация», «персонализация», «персонификация» (З. А. Каргина), к изучению развития идей индивидуализированного обучения в образовательном процессе на разных этапах исторического развития (Н.В. Гердо), в разных странах (М.В. Кларин, К.Е. Сумнительный) с учетом разных социокультурных контекстов (И.Л. Чернякова), а также работы педагогов, исследователей, непосредственно занимавшихся разработкой различных аспектов индивидуализированного обучения (Л.С. Славина, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт, И.М. Чередов), различных моделей индивидуализации образования на современном этапе (И.А. Зимняя, В.А. Слободчиков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).

всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Гердо Н.В. История и тенденции развития идей дифференциации и индивидуализации обучения // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2012. -№ 1 (73). Ч. 1. - С.30-33

2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. - 154с.

3. Иванов Е.В. О сущности педагогической идеи и специфике ее изучения в новгородских исторических источниках // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014 - №79. – С.37-40

4. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века/ под ред. А.И.Пискунова. – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

5. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в ХХI: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - №2 (8). – С.172-187

6. Кларин М. В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике ХХ века // Советская педагогика. – 1987. – № 47. – С. 120–126.

7. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. - №1. – С.68-83

8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности. – Москва : Педагогика, 1975. – 184 с.

9. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 214 с.

10. Сумнительный К. Е. Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины ХХ века. – М.: Академия, 2008. – 154 с.

11. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения - Москва: Педагогика, 1990 – 190 с.

12. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 155с.

13. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 4. - с. 18–23

Система Orphus

Загрузка...
Вверх