Evolution idea of individualization education as a historical prerequisite of personalized learning

 
PIIS181570410020464-5-1
DOI10.54884/S181570410020464-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Teacher of the Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages57-63
Abstract

The article analyzes the process of evolution of idea of individualization education as a historical prerequisite for personalized learning, identifies and characterizes the phases of evolution of ideas of individualization education, make a conclusion about the relationship between the concepts of «individualization education» and «personalized learning».

Keywordspersonalized learning, individualization education, phases of evolution of idea of individualization education
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters18224
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Персонифицированное обучение рассматривается сегодня в качестве наиболее перспективного направления развития современного образовательного процесса на всех его уровнях. Опираясь на основные идеи современного гуманитарного знания о понимании образования как процесса развития личностного ресурса человека, как способа существования, самоизменения и самоопределения человека, идея персонифицированного обучения имеет достаточно глубокие исторические корни. Становление идеи персонифицированного обучения в педагогической теории и практике тесно взаимосвязано с развитием идей о необходимости учета индивидуальных особенностей человека, его интересов и возможностей, созданием условий для свободного выбора человеком предмета познания и способов его изучения. Исследуя проблему становления идеи персонифицированного обучения, представляется важным определится по нескольким позициям.
2 Во-первых, предопределяющим моментом в изучении развития любого знания, в том числе и педагогического, является понимание сути научного знания в форме идеи. Согласно определению Е.В. Иванова, «идея является высшей формой обобщения, в которой слиты воедино синтезированное теоретическое знания и представления об изучаемом объекте, а также заданы ориентиры и намечены способы ее реализации» [3, с.39]. Научная идея рождается на основе анализа предшествующего опыта развития знания, его синтеза и преобразования в новую систему знаний, определяющих вектор развития теории и практики. По мнению Е. В. Иванова, «определить идею – значит раскрыть всю систему научного знания, основывающуюся на ней, процесс ее становления и развития» [3, с.39].
3 Во - вторых, для понимания современных педагогических идей, очень важно определить исторические предпосылки становления научной идеи. Обращение к педагогическому прошлому «позволяет учесть исторический опыт в сегодняшнем обучении и воспитании, высвечивает истоки современного педагогического процесса. Оно дает координаты и инструменты ориентации в педагогических проблемах, помогает понять их истоки и осмыслить имеющийся опыт их решения, определить пути их преодоления» [7, с.76].
4 Источниковедческую базу для определения исторических предпосылок становления идеи персонифицированного обучения составили историко-педагогические исследования, обращенные к анализу становления понятий «индивидуализация», «персонализация», «персонификация» (З. А. Каргина), к изучению развития идей индивидуализированного обучения в образовательном процессе на разных этапах исторического развития (Н.В. Гердо), в разных странах (М.В. Кларин, К.Е. Сумнительный) с учетом разных социокультурных контекстов (И.Л. Чернякова), а также работы педагогов, исследователей, непосредственно занимавшихся разработкой различных аспектов индивидуализированного обучения (Л.С. Славина, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт, И.М. Чередов), различных моделей индивидуализации образования на современном этапе (И.А. Зимняя, В.А. Слободчиков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).

views: 355

Readers community rating: votes 0

1. Gerdo N.V. Istoriya i tendentsii razvitiya idej differentsiatsii i individualizatsii obucheniya // Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. - 2012. -№ 1 (73). Ch. 1. - S.30-33

2. Ginetsinskij V. I. Osnovy teoreticheskoj pedagogiki: Ucheb. Posobie. - SPb: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 1992. - 154s.

3. Ivanov E.V. O suschnosti pedagogicheskoj idei i spetsifike ee izucheniya v novgorodskikh istoricheskikh istochnikakh // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014 - №79. – S.37-40

4. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do kontsa KhKh veka/ pod red. A.I.Piskunova. – M., TTs «Sfera», 2001. – 512 s.

5. Kargina Z.A. Individualizatsiya, personalizatsiya, personifikatsiya – veduschie trendy razvitiya obrazovaniya v KhKhI: obzor sovremennykh nauchnykh issledovanij // Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. - 2015. - №2 (8). – S.172-187

6. Klarin M. V. Individualizatsiya obrazovaniya v burzhuaznoj pedagogike KhKh veka // Sovetskaya pedagogika. – 1987. – № 47. – S. 120–126.

7. Kornetov G.B. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoj teorii i praktiki // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. – 2011. - №1. – S.68-83

8. Rabunskij E.S. Individual'nyj podkhod v protsesse obucheniya shkol'nikov: na osnove analiza ikh samostoyatel'noj deyatel'nosti. – Moskva : Pedagogika, 1975. – 184 s.

9. Slavina L.S. Individual'nyj podkhod k neuspevayuschim i nedistsiplinirovannym uchenikam. – M., Izd-vo APN RSFSR, 1958. - 214 s.

10. Sumnitel'nyj K. E. Zapadnoevropejskie pedagogicheskie sistemy: teoreticheskoe osmyslenie i praktika primeneniya v otechestvennom obrazovanii vtoroj poloviny KhKh veka. – M.: Akademiya, 2008. – 154 s.

11. Unt I. Eh. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya - Moskva: Pedagogika, 1990 – 190 s.

12. Cheredov I.M. O differentsirovannom obuchenii na urokakh. - Omsk, Zap.-Sib. kn. izd-vo, 1973. - 155s.

13. Chernyakova I.L. Individualizatsiya obucheniya kak innovatsionnaya ideya sovremennoj pedagogiki: istoriko-kul'turnyj kontekst // Innovatsii v obrazovanii. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2009. - № 4. - s. 18–23

Система Orphus

Loading...
Up